Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 472928)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

"""Что делать?"" и русский роман шестидесятых годов"

0   0
Первый авторТамарченко
Страниц16
ID3638
АннотацияО творчестве автора (Чернышевский Николай Гаврилович).
Кому рекомендованоО творчестве автора
Тамарченко, Г.Е. """Что делать?"" и русский роман шестидесятых годов" : Очерк / Г.Е. Тамарченко .— 1975 .— 16 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М.-Л., 1932.} где был уже поставлен вопрос об особой роли "Что делать?" в развитии русского романа и о значении его для нашей современности. <...> Вполне современный интерес заключают в себе мысли <...> А. В. Луначарского о композиционном и о жанровом своеобразии "Что делать?" как интеллектуального романа: "Самому _типу_ того романа, который нам нужен, мы можем у него учиться. <...> Арест, может быть, ускорил обращение Чернышевского к роману, поскольку на воле прямая публицистическая пропаганда революционно-демократических идей представлялась ему более неотложным делом, чем беллетристическая деятельность, к которой его тянуло еще с юности. <...> Но само обращение к жанру романа было вызвано ходом идейно-творческой эволюции писателя, которая привела его к новой проблематике, требовавшей именно художественной разработки. <...> Чернышевский выделил две стороны этой проблемы: об особенностях психологии народных масс в моменты серьезных исторических кризисов и о новом типе личности, сформированном в разночинской среде. <...> Эзоповская форма выражения политических и организационных идей Чернышевского - форма "психологических размышлений", рассуждений об "исторической психологии" - не была чистой условностью или метафорой. <...> Не случайно итоговая, заключающая статью мысль - это мысль о путях формирования новой среды и нового типа интеллигентного труженика, который способен близко принимать к сердцу интересы простонародья, да и самим простонародьем воспринимается как свой человек: "Его сиволапые собеседники не делают о нем такого отзыва, что вот, дескать, какой добрый и ласковый барин, а говорят о нем запросто, как о своем брате, что, дескать, это парень хороший и можно водить с ним компанство. <...> } В случае стихийного возмущения масс весь успех дела, по мысли Чернышевского, будет зависеть от наличия или отсутствия такого рода "новых людей": от их количества и сплоченности, от степени готовности разночинной интеллигенции возглавить стихийное <...>
Что_делать_и_русский_роман_шестидесятых_годов.pdf
Г.Е.Тамарченко. "Что делать?" и русский роман шестидесятых годов ---------------------------------------------------------------------------Н.Г. Чернышевский. Что делать? Л., "Наука", 1975. Серия "Литературные памятники" OCR Бычков М.Н. ---------------------------------------------------------------------------Наследие историко-литературного изучения сравнительно поздно. После выход романа "Что делать?" вспыхнула Чернышевского-романиста ожесточенная критико-публицистическая, но и беллетристическая, длившаяся однако после этого в течение ряда десятилетий полемика о печати возможны были лишь глухие упоминания намеки. Расширение цензурных возможностей после писателя, М. Н. Чернышевскому, выпустить сыну романов Чернышевского. Только после ученым стали предметом - Чернышевском не несколько в Полное лет; легальной революции 1905 г. позволило первое к "Beхам", как общественную секретных научно сочинений, куда вошли оба романа - "Что делать?" и "Пролог". Об этих романах писали тогда не так уж много. Авторы, близкие ставили под сомнение не только художественнуню, но и Великой доступны Октябрьской сохранившиеся в частных собраниях, стало Чернышевского-беллетриста. Из тех, кто делать?", поставил этот в материалы, захороненные стоит в своих широкий социалистической в возможно у истоков революции изучение такого следует выделить два имени - А. П. Скафтымова и А. В. Луначарского. А. П. Скафтымов еще в 20-х годах роман рассмотрев его в отношении к западноевропейскому роман; (в частности, к Жорж Занд). {А. П. Скафтымов. 1) Роман "Что годов были впервые исследованы историко-литературный делать?". - В его незавершенные кн.: Н. Г. Чернышевский. Неизданные тексты, статьи, материалы, воспоминания. Саратов, 1926; 2) Чернышевский и Жорж Занд. - В кн.: Н. Г. Чернышевский. 1828-1928. Неизданные тексты материалы и статьи. Саратов, 1928.} В 30-40-х же Чернышевский. Саратов, 1939; 2) Сибирская беллетристика Н. Г. Чернышевского. - Уч. зап. Сарат. пед. ин-та, вып. 5, 1940.} Тем самым роман "Что был поставлен в связь с дальнейшей эволюцией справедливому замечанию Е. И. Покусаева, "в обобщающих ученого были обозначены самые главные аспекты и направления художественного творчества" писателя. {Е. И. Покусаев. От статьи редактора. - В кн.: Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы, т. 6. Саратов, 1971, стр. 5.} По сей день сохранили свое значение также 1928 и 1932 гг., {А. В. Луначарский. 1) Н. Г. Чернышевский как Вестник Коммунистической интерес академии, 1928, кн. 30; Чернышевского. - В кн.: Н. Г. Чернышевский. Избранные нашей заключают в себе мысли нам 2) Романы М.-Л., 1932.} где был уже поставлен вопрос об особой роли "Что развитии русского романа и о значении его для современный композиционном и о жанровом своеобразии "Что делать?" как романа: "Самому _типу_ того романа, который силу эти умственные пор сокровища одеваются остановиться плотью учиться. Неправда, будто Чернышевский не воспитывает, будто ум на А. В. Луначарского писатель. - Н. Г. произведения, т. 5. делать?" в А. В. Луначарского нужен, мы у него такой современности. Вполне о интеллектуального можем у него все вытесняет. Чернышевский, конечно, рационалист, конечно, интеллектуальный писатель, конечно, умственные сокровища, которые лежат в его романах, имеют самое большое значение; но он имеет когда границе, образов. И такого рода _интеллектуальный роман_, может быть, для нас всякого другого". {А. В. Луначарский. Русская 178. (Курсив мой, - Г. Т.).} С тех здесь появилась Чернышевском-беллетристе - о особенности. Поэтому 1 К стоит громадная романе "Что остановиться делать?" в только на которые сегодня стоят на очереди - требуют осмысления (или на уровне современных требований литературной науки. высокохудожественных важнее литература. М., 1947, стр. научная литература частности тех и аспектах, переосмысления) о в работах произведения Чернышевского. {А. П. Скафтымов. 1) Художественные произведения Н. Г. Чернышевской написанные в Петропавловской крепости. - В Чернышевского-беллетриста. По трудах беллетристические кн.: Н. Г. делать?" саратовского исследований архивах Н. Г. изучения, работах, посвященных "Что контекст, собрание известно, ценность когда или стало специального только форме романа Чернышевский бы впервые беллетристическая строк) интенсивной литературно-журнальной работы - лишь критико-публицистической деятельности были заключением в Петропавловскую крепость. Отсюда и представление, будто для вынужденной и служила лишь для того, чтобы автором этих иллюстративности. Арест, может роману, поскольку упрощение, сводя на его задачу обратился него форма довести после возникло была свои для {Гр. Тамарченко. Романы десяти тогда, когда исключены идеи возможности арестом аудитории, не имеющей специальной подготовки. Такой взгляд (разделявшийся свое время воле быть, ускорил прямая к новой Чернышевского-романиста обращение публицистическая с авторов.} заключает к лет и распространенное Чернышевского до широкой в Саратов, 1954, стр. И. См. также: Н. Богословский. Н. Г. Чернышевский. 1828-1889. М., 1955, стр. 444 и работы других некоторое Чернышевского. в Чернышевского революционно-демократических идей представлялась ему более неотложным делом, чем беллетристическая деятельность, к которой его тянуло еще само обращение к жанру романа было вызвано ходом идейно-творческой писателя, которая привела проблематике, требовавшей художественной разработки. По статьям Чернышевского, написанным и опубликованным в перед арестом, нетрудно проследить, как возникала и проблематика. В статье "Не начало ли усложнялась перемены?" поставлены последний эта вопросы, себе чистой к пропаганда юности. Но эволюции именно год новая
Стр.1