Г.Е.Тамарченко. "Что делать?" и русский роман шестидесятых годов
---------------------------------------------------------------------------Н.Г.
Чернышевский. Что делать?
Л., "Наука", 1975. Серия "Литературные памятники"
OCR Бычков М.Н.
---------------------------------------------------------------------------Наследие
историко-литературного
изучения сравнительно поздно. После выход романа "Что
делать?"
вспыхнула
Чернышевского-романиста
ожесточенная
критико-публицистическая, но и беллетристическая, длившаяся
однако после этого в течение ряда десятилетий
полемика
о
печати возможны были лишь глухие упоминания намеки.
Расширение цензурных возможностей после
писателя, М. Н. Чернышевскому, выпустить
сыну
романов Чернышевского.
Только
после
ученым стали
предметом
-
Чернышевском
не
несколько
в
Полное
лет;
легальной
революции 1905 г. позволило
первое
к "Beхам", как
общественную
секретных
научно
сочинений, куда вошли оба романа - "Что делать?" и "Пролог". Об этих романах
писали тогда не так уж много. Авторы, близкие
ставили под сомнение не только художественнуню, но и
Великой
доступны
Октябрьской
сохранившиеся в частных собраниях, стало
Чернышевского-беллетриста. Из тех, кто
делать?", поставил этот
в
материалы, захороненные
стоит
в
своих
широкий
социалистической
в
возможно
у
истоков
революции
изучение
такого
следует выделить два имени - А. П. Скафтымова и А. В. Луначарского.
А. П. Скафтымов еще в 20-х годах
роман
рассмотрев его в отношении к западноевропейскому роман; (в частности, к Жорж
Занд).
{А. П. Скафтымов. 1) Роман "Что
годов
были
впервые
исследованы
историко-литературный
делать?". - В
его
незавершенные
кн.: Н. Г.
Чернышевский. Неизданные тексты, статьи, материалы, воспоминания. Саратов,
1926; 2) Чернышевский и Жорж Занд. - В кн.: Н. Г. Чернышевский. 1828-1928.
Неизданные тексты материалы и статьи. Саратов, 1928.} В
30-40-х
же
Чернышевский. Саратов, 1939; 2) Сибирская беллетристика Н. Г. Чернышевского.
- Уч. зап. Сарат. пед. ин-та, вып. 5, 1940.} Тем самым роман "Что
был поставлен в связь с дальнейшей эволюцией
справедливому замечанию Е. И. Покусаева, "в обобщающих
ученого были обозначены самые главные
аспекты
и
направления
художественного творчества" писателя. {Е. И. Покусаев. От
статьи
редактора. - В
кн.: Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы, т. 6. Саратов,
1971, стр. 5.}
По сей день сохранили свое значение также
1928 и 1932 гг., {А. В. Луначарский. 1) Н. Г. Чернышевский как
Вестник
Коммунистической
интерес
академии, 1928, кн. 30;
Чернышевского. - В кн.: Н. Г. Чернышевский. Избранные
нашей
заключают
в
себе
мысли
нам
2) Романы
М.-Л., 1932.} где был уже поставлен вопрос об особой роли "Что
развитии русского романа и о значении его для
современный
композиционном и о жанровом своеобразии "Что делать?" как
романа: "Самому _типу_ того романа, который
силу
эти
умственные
пор
сокровища
одеваются
остановиться
плотью
учиться. Неправда, будто Чернышевский не воспитывает, будто ум
на
А. В. Луначарского
писатель. -
Н. Г.
произведения, т. 5.
делать?" в
А. В. Луначарского
нужен, мы
у
него
такой
современности. Вполне
о
интеллектуального
можем
у
него
все
вытесняет. Чернышевский, конечно, рационалист, конечно, интеллектуальный
писатель, конечно, умственные сокровища, которые лежат в его романах, имеют
самое большое значение; но он имеет
когда
границе,
образов. И такого рода _интеллектуальный роман_, может быть, для нас
всякого другого". {А. В. Луначарский. Русская
178. (Курсив мой, - Г. Т.).}
С
тех
здесь
появилась
Чернышевском-беллетристе - о
особенности. Поэтому
1
К
стоит
громадная
романе "Что
остановиться
делать?" в
только
на
которые сегодня стоят на очереди - требуют осмысления (или
на уровне современных требований литературной науки.
высокохудожественных
важнее
литература. М., 1947, стр.
научная
литература
частности
тех
и
аспектах,
переосмысления)
о
в
работах
произведения Чернышевского. {А. П. Скафтымов. 1) Художественные произведения
Н. Г. Чернышевской написанные в Петропавловской крепости. - В
Чернышевского-беллетриста. По
трудах
беллетристические
кн.: Н. Г.
делать?"
саратовского
исследований
архивах
Н. Г.
изучения,
работах, посвященных "Что
контекст,
собрание
известно,
ценность
когда
или
стало
специального
только
форме
романа
Чернышевский
бы
впервые
беллетристическая
строк)
интенсивной литературно-журнальной работы - лишь
критико-публицистической деятельности были
заключением в Петропавловскую крепость. Отсюда и
представление, будто
для
вынужденной и служила лишь для того, чтобы
автором
этих
иллюстративности. Арест, может
роману, поскольку
упрощение, сводя
на
его
задачу
обратился
него
форма
довести
после
возникло
была
свои
для
{Гр. Тамарченко. Романы
десяти
тогда, когда
исключены
идеи
возможности
арестом
аудитории, не имеющей специальной подготовки. Такой взгляд (разделявшийся
свое время
воле
быть, ускорил
прямая
к
новой
Чернышевского-романиста
обращение
публицистическая
с
авторов.} заключает
к
лет
и
распространенное
Чернышевского
до
широкой
в
Саратов, 1954, стр. И. См. также: Н. Богословский. Н. Г. Чернышевский.
1828-1889. М., 1955, стр. 444 и работы других
некоторое
Чернышевского.
в
Чернышевского
революционно-демократических идей представлялась ему более неотложным делом,
чем беллетристическая деятельность, к которой его тянуло еще
само обращение к жанру романа было вызвано ходом идейно-творческой
писателя, которая привела
проблематике, требовавшей
художественной разработки.
По статьям Чернышевского, написанным и опубликованным в
перед арестом, нетрудно проследить, как возникала и
проблематика. В
статье "Не
начало
ли
усложнялась
перемены?" поставлены
последний
эта
вопросы,
себе
чистой
к
пропаганда
юности. Но
эволюции
именно
год
новая
Стр.1