Чернышевский (Николай Гаврилович) - знаменитый писатель. Родился 12 июля 1828 г. в
Саратове. Отец его, протоиерей Гавриил Иванович (1795 - 1861), был человек весьма замечательный.
Большой ум, в связи с серьезной образованностью и знанием не только древних, но и новых языков,
делали его исключительной личностью в провинциальной глуши; но всего замечательнее были в нем
поразительная доброта и благородство. Это был евангельский пастырь в лучшем значении слова, от
которого в то время, когда полагалось обращаться сурово с людьми для их же блага, никто не слыхал
ничего, кроме слов ласки и привета. В школьном деле, всецело построенном тогда на зверской порке, он
никогда не прибегал ни к каким наказаниям. И вместе с тем этот добрый человек был необыкновенно
строг и ригористичен в своих требованиях; в общении с ним нравственно подтягивались самые
распущенные люди. Из ряду вон выходящая доброта, чистота души и отрешенность от всего мелкого и
пошлого всецело перешли и к его сыну. Николай Гаврилович Чернышевский, как человек, был истинно
светлой личностью - это признают злейшие враги его литературной деятельности. Самые восторженные
отзывы о Чернышевском, как человеке, принадлежат двум престарелым представителям духовного
сословия, не находившим достаточно слов, чтобы охарактеризовать вред писаний и теорий
Чернышевского. Один из них, преподаватель разных семинарий Палимпсестов , душевно скорбит о том,
что это "существо с самой чистой душой" превратилось, благодаря увлечению разными
западноевропейскими лжеучениями, в "падшего ангела"; но вместе с тем он категорически заявляет, что
Чернышевский "действительно в свое время походил на ангела во плоти". Сведения о личных качествах
Чернышевского очень важны для понимания его литературной деятельности; они дают ключ к
правильному освещению многих сторон ее и прежде всего того, что теснее всего связано с
представлением о Чернышевском - проповеди утилитаризма. Заимствованный у такого же
исключительно доброго человека - Дж. Ст. Милла - утилитаризм Чернышевского не выдерживает
критики, не закрывающей глаза на действительность. Чернышевский самые лучшие движения нашей
души хочет свести к "разумному" эгоизму - но "эгоизм" этот весьма своеобразный. Оказывается, что
человек, поступая благородно, действует так не для других, а исключительно для себя. Он поступает
хорошо, потому что поступать хорошо доставляет ему удовольствие. Таким образом, дело сводится к
простому спору о словах. Не все ли равно, чем мотивировать самопожертвование; важно только то, что
является охота жертвовать собой. В трогательно-наивных стараниях Чернышевский убедить людей, что
поступать хорошо "не только возвышенно, но и выгодно", ярко сказался только высокий строй души
самого проповедника "разумного эгоизма", столь оригинально понимавшего "выгоду".
Среднее образование Чернышевский получил при особенно благоприятных условиях - в тиши
идеально мирно жившей семьи, в состав которой входила и жившая на одном дворе с Чернышевскими
семья А.Н. Пыпина , двоюродного брата Николая Гавриловича по матери. Чернышевский был старше
Пыпина на 5 лет, но они были очень дружны и с годами их дружба все крепла. Чернышевский миновал
ужасную бурсу дореформенной эпохи и низшие классы, семинарии и только в 14 лет прямо поступил в
старшие классы. Подготовил его главным образом ученый отец, при некоторой помощи учителей
гимназии. Ко времени поступления в семинарию молодой Чернышевский уже обладал огромной
начитанностью и приводил учителей в изумление своими обширными знаниями. Товарищи его обожали:
это был всеобщий поставщик классных сочинений и усердный репетитор всех обращавшихся к нему за
помощью.
Пробыв два года в семинарии, Чернышевский продолжал занятия дома и в 1846 г. отправился в
Петербург, где поступил в университет, на историко-филологический факультет. Чернышевскому-отцу
пришлось выслушать по этому поводу упреки со стороны некоторых представителей духовенства: они
находили, что ему следовало бы направить сына в духовную академию и не "лишать церковь будущего
светила". В университете Чернышевский усердно занимался факультетскими предметами и был в числе
лучших учеников Срезневского . По его поручению, он составил этимологически-синтаксический
словарь к Ипатьевской летописи, который позднее (1853) был напечатан в "Известиях" II отделения
Академии Наук. Гораздо больше университетских предметов его увлекли другие интересы. Первые годы
студенчества Чернышевского были эпохой страстного интереса к вопросам социально-политическим.
Его захватил конец того периода истории русской передовой мысли, когда шедшие к нам из Франции
1840-х годов социальные утопии в той или другой форме, в большей или меньшей степени отразились и
в литературе, и в обществе (см. Петрашевцы, XXIII, 750 и Русская литература XXVII, 634).
Чернышевский стал убежденным фурьеристом и всю жизнь остался верен этой наиболее мечтательной
из доктрин социализма, с тем, впрочем, очень существенным отличием, что фурьеризм был довольно
равнодушен к вопросам политическим, к вопросам о формах государственной жизни, между тем как
Чернышевский придавал им большое значение. Отличается также миросозерцание Чернышевского от
фурьеризма и в вопросах религиозных, в которых Чернышевский был свободным мыслителем.
В 1850 г. Чернышевский окончил курс кандидатом и уехал в Саратов, где получил место старшего
Стр.1