ИСКУССТВОЗНАНИЕ:
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
№ 3 (17)
Декабрь 2016
Научно-практический журнал. Издается с 2011 года
Выходит три раза в год. ISSN 2227-2577
Главный редактор
Е.А. Куштым – проректор по научной работе и международному
сотрудничеству Южно-Уральского государственного института
искусств им. П.И. Чайковского, кандидат философских наук, доцент
(РФ, г. Челябинск).
Заместители главного редактора
И.В. Истомина – заведующая ассистентурой-стажировкой ЮжноУральского
государственного института искусств им. П.И. Чайковского,
кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории, истории
музыки и композиции Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского (РФ, г. Челябинск).
Н.В. Степанова – доцент кафедры фортепиано Южно-Уральского
государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат
педагогических наук, доцент (РФ, г. Челябинск).
Я.Т. Жакупова – заведующая отделом организации научной работы
и международного сотрудничества ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского,
кандидат психологических наук, доцент (РФ, г. Челябинск).
Ответственный редактор – С.В. Самойлова
Переводчик, редактор английского текста – Н.А. Сафронова
Ответственный за выпуск – Я.Т. Жакупова
УЧРЕДИТЕЛЬ
ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт
искусств имени П.И. Чайковского»
ИЗДАТЕЛЬ
ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт
искусств имени П.И. Чайковского».
Адрес издателя: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41
Адрес редакции: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41
Тел./факс (351) 263-34-61. E-mail: art-skill@yandex.ru
Cайт: www.uyrgii.ru
Отпечатано в типографии: «Центр научного сотрудничества»,
ООО «Сион» 454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 50-Б.
Тел. (351) 215-12-23. E-mail: cns74@mail.ru
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-59809 от 7 ноября
2014 г.
Журнал зарегистрирован в International Centre ISSN, Paris – France
Верстка М.А. Сидоров
Дизайн обложки Т.Г. Гумарова
Подписано в печать 20.12.16
Дата выхода в свет 29.12.2016
Формат 60×84/8
Заказ № 1312-001
Тираж 500 экз. Уч.-изд. л. 7,7. Усл. печ. л. 11
Цена свободная
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе
Южно-Уральского государственного института искусств имени
П.И. Чайковского
Ответственность за содержание статей, а также за
аутентичность использованных цитат, имен, названий несут
авторы публикуемых материалов.
© ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт
искусств имени П.И. Чайковского».
А.В. Бетехтин – председатель редакционного совета,
Министр культуры Челябинской области (РФ, г. Челябинск).
Е.Р.
Сизова – ректор Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского,
доктор педагогических наук, профессор, действительный
член (академик) Российской Академии Естествознания
– секция «Педагогические науки» (РФ,
г. Челябинск).
С.О. Ткаченко – заместитель председателя редакционного
совета, директор Челябинского областного
музея искусств (РФ, г. Челябинск).
О.И. Ардимасов – профессор Московского государственного
академического художественного института
им. В.И. Сурикова, народный художник РФ,
заслуженный деятель искусств РФ (РФ, г. Москва).
Н.С. Бажанов – заведующий кафедрой общего фортепиано
Новосибирской государственной консерватории
(академии) им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Новосибирск).
Вилли Брайнин – президент Российской общенациональной
секции Международного общества музыкального
образования при ЮНЕСКО, руководитель
лаборатории новых технологий в музыкальном и музыкально-педагогическом
образовании Московского
педагогического государственного университета
(Федеративная республика Германия, г. Ганновер).
Ю.Е. Гальперин – профессор консерватории Ivry
sur Seine (Париж), президент ассоциации «Tradition
musicale russe» во Франции (Французская Республика,
г. Париж).
Габриэль Гульен – профессор консерватории
им. Й. Гайдна, лауреат международных конкурсов
(Австрийская республика, г. Айзенштадт).
Ч.Г. Гусейнов – писатель, доктор филологических
наук, профессор кафедры истории русской литературы
XX–XXI века филологического факультета
Московского государственного Университета
им. М.В. Ломоносова (РФ, г. Москва).
Ю.И. Ивлев – директор Костанайского областного
театра русской драмы и кукол (Казахстан, г. Костанай).
Г.А.
Майоров – балетмейстер, заслуженный деятель
искусства России, заслуженный деятель искусства
Бурятии, лауреат государственной премии СССР
(РФ, г. Москва).
Н.П. Наумов – декан факультета театра кукол СанктПетербургской
государственной академии театрального
искусства, профессор, заслуженный работник
культуры России (РФ, г. Санкт-Петербург).
А.А. Покровский – проректор Красноярского государственного
художественного института, профессор,
заслуженный художник России, член-корреспондент
Российской Академии художеств (РФ, г. Красноярск).
А.М. Рубцов – заместитель генерального директора
по научно-просветительской работе Государственного
центрального театрального музея имени
А.А. Бахрушина, заслуженный артист России (РФ,
г. Москва).
Б.П. Хавторин – ректор, профессор кафедры истории
и теории музыки Оренбургского государственного
института искусств им. Л. и М. Ростроповичей,
доктор искусствоведения, заслуженный деятель
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Стр.2
искусств РФ, член Союза композиторов России,
член Союза журналистов России (РФ, г. Оренбург).
В.И. Щанкин – заведующий кафедрой балетмейстерского
творчества Кемеровского государственного
Е.А. Куштым – главный редактор, проректор по научной
работе и международному сотрудничеству Южно-Уральского
государственного института искусств
им. П.И. Чайковского, кандидат философских наук, доцент
(РФ, г. Челябинск).
И.В. Истомина – заместитель главного редактора,
заведующая ассистентурой-стажировкой Южно-Уральского
государственного института искусств
им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения, доцент
кафедры теории, истории музыки и композиции
Южно-Уральского государственного института искусств
им. П.И. Чайковского (РФ, г. Челябинск).
Н.В. Степанова – заместитель главного редактора,
доцент кафедры фортепиано Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского,
кандидат педагогических наук, доцент (РФ,
г. Челябинск).
Я.Т. Жакупова - заместитель главного редактора, заведующая
отделом организации научной работы и
международного сотрудничества Южно-Уральского
государственного института искусств им. П.И. Чайковского,
кандидат психологических наук, доцент (РФ,
г. Челябинск).
И.В. Арановская – заведующая кафедрой теории,
истории музыки и музыкальных инструментов Волгоградского
государственного социально-педагогического
университета, доктор педагогических наук, профессор
(РФ, г. Волгоград).
Ю.Г. Бобров – проректор по научной работе СанктПетербургского
государственного академического
института живописи, скульптуры и архитектуры
им. И.Е. Репина, доктор искусствоведения, профессор,
член-корреспондент Российской академии художеств
(РФ, г. Санкт-Петербург).
Н.И. Дегтяникова – преподаватель факультета изобразительного
искусства Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат
искусствоведения (РФ, г. Челябинск).
О.А. Жукова – профессор факультета гуманитарных
наук Национального исследовательского университета
Высшей школы экономики, доктор философских наук
(РФ, г. Москва).
С.С. Загребин – научный сотрудник кафедры философии
Челябинского государственного педагогического
университета, доктор исторических наук, профессор,
член секции театральных критиков Челябинской организации
Союза театральных деятелей России (РФ,
г. Челябинск).
М.И. Имханицкий – профессор кафедры баяна и аккордеона
Российской академии музыки им. Гнесиных,
доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель
искусств РФ (РФ, г. Москва).
университета культуры и искусств, профессор, заслуженный
работник культуры России, член-корреспондент
Петровской академии наук искусств (РФ,
г. Кемерово).
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Ю.А. Лукин – заведующий кафедрой гуманитарных
наук Академии переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, доктор философских
наук, профессор (РФ, г. Москва).
Е.А. Минаев – заведующий кафедрой театрального
искусства Академии переподготовки работников
искусства, культуры и туризма, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Москва).
А.А. Мордасов – заведующий кафедрой режиссуры
театрализованных представлений и праздников
Челябинской государственной академии культуры
и искусств, доцент, заслуженный работник культуры
РФ, член Союза театральных деятелей РФ (РФ,
г. Челябинск).
И.Э. Рахимбаева – директор института искусств
Саратовского государственного университета, доктор
педагогических наук, профессор (РФ, г. Саратов).
Б.Ф.
Смирнов – профессор кафедры оркестрового
дирижирования Челябинской государственной
академии культуры и искусств, доктор искусствоведения,
профессор, заслуженный работник высшей
школы РФ (РФ, г. Челябинск).
Г.Г. Тенюкова – декан факультета художественного
и музыкального образования Чувашского государственного
педагогического университета им.
И.Я. Яковлева, доктор педагогических наук, профессор
(РФ, г. Чебоксары).
А.М. Цукер – заведующий кафедрой истории
музыки Ростовской государственной
консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова,
доктор искусствоведения, профессор,
заслуженный деятель искусств РФ (РФ,
г. Ростов-на-Дону).
Р.Р. Шайхутдинов – заведующий кафедрой специального
фортепиано Уфимской государственной
академии искусств им. З. Исмагилова, кандидат искусствоведения,
профессор (РФ, г. Уфа).
О.Е. Шелудякова – профессор кафедры теории
музыки Уральской государственной консерватории
(академии) им. М.П. Мусоргского, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Екатеринбург).
О.М. Шушкова – проректор по научной и учебной
работе Дальневосточной государственной академии
искусств, доктор искусствоведения, профессор (РФ,
г. Владивосток).
Е.Ф. Ященко – профессор кафедры социальной
психологии Санкт-Петербургского гуманитарного
университета профсоюзов, доктор психологических
наук, доцент, действительный член Международной
академии психологических наук (МАПН),
член-корреспондент РАЕ (РФ, Санкт-Петербург).
Стр.3
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ, ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА
И.В. Истомина
«В МОЩНЫЕ РУКИ ТВОИ СВОЙ БЕСПОМОЩНЫЙ ДУХ ПРЕДАЮ»:
ОБРАЗ МОРЯ В ОПЕРЕ Б. БРИТТЕНА «ПИТЕР ГРАЙМС»....................................................8
Ю.В. Леонычева
ХУДОЖНИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.........................................................................12
РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА
Н.В. Степанова
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
АНТУАНА МАРМОНТЕЛЯ............................................................................................................................22
З.Б. Шинтемирова, Н.В. Степанова
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
«RONDO CAPRICCIOSO» Ф. МЕНДЕЛЬСОНА................................................................................26
О.П. Сайгушкина
ФОРТЕПИАННЫЕ КОНЦЕРТЫ ТИХОНА ХРЕННИКОВА.....................................................32
Ю.Г. Мирлас
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА
ВНУТРИ ТВОРЧЕСКОЙ ТРИАДЫ
«ДИРИЖЕР – ХОР – КОНЦЕРТМЕЙСТЕР»........................................................................................42
Н.И. Удалова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПРАВИЛЬНОГО
ЗВУКООБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВЫ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ
РАБОТЫ...................................................................................................................................................................50
В.Ф. Бабюк, А.Ю. Боровкова
ПАНОРАМА ХУДОЖЕСТВЕННO-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЮУрГИИ ИМ. П.И. ЧАЙКОВСКОГО (2010–2016 гг.)...................................................................53
Т.М. Сидорова
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ ОЛЬГЕ ЛЕОНИДОВНЕ КРЫЖАНОВСКОЙ........................63
РАЗДЕЛ 3. ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.Ю. Кучер
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ РОССИИ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.............................................................................................................67
4
Стр.4
Содержание
Я.Т. Жакупова
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ
КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ..............................................................72
РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Е.А. Куштым
СУБЪЕКТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ОЧЕРТАНИЯХ МИФА..........................................................81
В. Лезьер
РУССКАЯ МУЗЫКА НАЧАЛА XX ВЕКА КАК ТЕКСТ
И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОРЫВ В БУДУЩЕЕ
ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ.................................................................................................................91
5
Стр.5
Содержание
CONTENTS
SECTION 1. ISSUES OF METHODOLOGY, THEORY AND HISTORY OF ART
I.V. Istomina
«I DEVOTE MY HELPLESS SPIRIT TO YOUR POWERFUL HANDS»:
IMAGE OF SEA IN OPERA BY B. BRITTEN “PETER GRIMES”................................................8
Y.V. Leonyicheva
ARTISTS OF CHELYABINSK REGION DURING WORLD WAR II........................................12
SECTION 2. PERFORMING ARTS PROBLEMS
N.V. Stepanova
BASIS OF PEDAGOGICAL OUTLOOK BY ANTOINE MARMONTEL...................................22
Z.B. Shintemirova, N.V. Stepanova
SOME FEATURES OF PERFORMING INTERPRETATION
«RONDO CAPRICCIOSO» BY F. MENDELSSOHN...........................................................................26
O.P. Saygushkina
PIANO CONCERTS BY TIKHON KHRENNIKOV..............................................................................32
Y.G. Mirlas
FEATURES OF PERFORMING PROCESS IN ART TRIAD
«CONDUCTOR – CHOIR – CONCERTMASTER».................................................................................42
N.I. Udalova
INNOVATIVE APPROACH TO CORRECT SOUND PRODUCTION
AS A BASIS OF VOCAL AND CHORAL WORK...............................................................................50
V.F. Babyuk, A.Y. Borovkova
PANORAMA OF ARTISTIC AND CREATIVE WORK
OF SOUTH URAL STATE INSTITUTE OF ARTS
NAMED AFTER P.I TCHAIKOVSKY (2010–2016)..............................................................................53
T.M. Sidorova
FROM MEMORIES OF OLGA LEONIDOVNA KRYIZHANOVSKAYA....................................63
SECTION 3. PEDAGOGY OF ART AND ART EDUCATION
N.Y. Kucher
SOME FEATURES OF MUSICOLOGICAL TRAINING
IN RUSSIAN MUSIC COLLEGES: PAST AND PRESENT..............................................................67
Y.T. Zhakupova
RESULTS OF RESEARCH OF EMOTIONAL-COMMUNCATIVE
CULTURE OF THE FUTURE TEACHERS-MUSICIANS................................................................72
6
Стр.6
Содержание
SECTION 4. THEORY, PHILOSOPHY AND HISTORY OF CULTURE
E.А. Kushtym
THE SUBJECTIVITY OF THE PERSON
IN THE CONTOURS OF THE MYTH.....................................................................................................81
V. Leusiere
RUSSIAN MUSIC OF THE BEGINNING OF XX CENTURY AS TEXT
AND ARTISTIC BREAKTHROUGH IN THE FUTURE
OF HUMANITARIAN CULTURE.................................................................................................................91
7
Стр.7