УДК 532.542,62-235 Математическая модель принудительных систем смазки сельскохозяйственных машин и оборудования Mathematical model of force lubrication systems of agricultural machinery and equipment O. <...> 1 Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия, olm@bk.ru 2 Филиал Иркутского национального исследовательского технического университета в г. Усолье-Сибирское, Усолье-Сибирское, Россия, oip@istu.edu O. <...> PROKOP’EV1, Student 1 Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia, olm@bk.ru 2 Branch of Irkutsk National Research Technical University in Usolye-Sibirskoye, Usolye-Sibirskoye, Russia, oip@istu.edu Ресурс работы двигателей и трансмиссий сельскохозяйственных машин и оборудования зависит от интенсивности износа взаимодействующих деталей (трибосопряжений). <...> В свою очередь, интенсивность износа трибосопряжений определяется величиной потерь на трение и тепловыделением. <...> Оптимизацию работы взаимодействующих деталей и увеличение их ресурса обеспечивает подача к ним рационального количества смазочного материала (масла). <...> Существующие методики расчета систем подачи масла основаны на определении объемных подач. <...> Известно, что в двигателях, трансмиссиях и гидроприводах сельскохозяйственных машин масло насыщается пузырьками газа и приобретает физико-химические свойства двухфазной газомасляной смеси, отличные от свойств масла в чистом виде. <...> Это значительно влияет на потери трения и тепловыделение и вызывает более интенсивный износ. <...> На основе разработанных математических моделей проведен анализ влияния на физические свойства (плотность, вязкость) масла содержания в нем газовых пузырьков. <...> Проведен анализ систем смазки двигателей и трансмиссий сельскохозяйственных машин и определены их параметры, в том числе виды каналов принудительных систем смазки, наиболее существенно влияющие на возникновение двухфазной газомасляной среды. <...> Предложены расчетные зависимости движения двухфазной газомасляной смеси по каналам принудительных систем смазки, позволяющие на стадии проектирования <...>