психолого-педагогический форум Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова, Российский государственный профессионально-педагогический университет О категориально-понятийном аппарате профессиональной педагогики и образования Педагогическая наука и образование не остаются в стороне от стремительных перемен, характерных для российской действительности. <...> Ощутимое воздействие они оказывают и на трактовку содержания педагогических категорий и понятий. <...> Не будет преувеличением сказать, что кардинально из - менившаяся за последние десятилетия государственно-политическая и со циа - льно-экономичес кая ситуация вы д ви - нула проблему упорядочения и переосмысления категориально-понятийного аппарата педагогики как науки и шире – сферы образования. <...> В настоящей статье освещаются воззрения авторов на пути решения этой принципиально важной проблемы. <...> Становление профеССиональной педагогики Начнем с того, что в последние годы педагогику в целом и профессиональную педагогику в частности нередко и, следует признать, заслуженно упрекают в размытости ее категорий, недостаточной сформированности по - нятийного аппарата, нечеткости предметного поля. <...> Профессиональная педагогика как самостоятельная отрасль научного знания и как учебная дисциплина стала развиваться в России сравнительно недавно. <...> Педагоги начала ХХ века считали, что в профессиональной педагогике следует делать упор не только на общепедагогические закономерности, но и на принципы устройства и функционирования техники и технологических процессов, а также на организационные аспекты производства. <...> Кампанеллы были заложены идеи всеобщего участия человека в трудовой деятельности. <...> Локк предложил педагогическую систему воспитания «делового человека», джентльмена. <...> Идеи соединения обучения с производительным трудом впервые на практике осуществил английский социалист-утопист Р. Оуэн <...> Появление профессионального об - разования и формирование основ <...>