САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ФЕНОМЕН В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (К 190-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ И ЖУРНАЛИСТА) PHILOSOPHICAL VIEWS OF M.E. <...> SALTYKOV-SHCHEDRIN AS A PHENOMENON IN PUBLIC LIFE OF RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY (TO THE 190TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF THE GREAT WRITER AND JOURNALIST) ЖЕЛУДЕВА Елена Вадимовна – кандидат философских наук, доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики МГГЭУ (e-mail: academia_ mva@mail.ru). <...> ZHELUDEVA Elena Vadimovna – candidate of philosophical Sciences, Associate Professor of Russian language, literature and journalism MGGEU (e-mail: academia_mva@mail.ru). <...> Дана оценка писательской и журналистской деятельности выдающегося мастера слова, его роли в общественной жизни России XIX века. <...> Ключевые слова: миросозерцание, журнально-публицистическое творчество, вопросы философии, материализм, религиозное сознание, критический анализ, идейный замысел. <...> Философские взгляды М.Е. Салтыкова-Щедрина представляют собой замечательное явление в общественной жизни России второй половины XIX столетия. <...> Великий писатель, журналист, редактор, он завоевал авторитет нелицеприятного судьи, хорошо разбиравшегося в политических, социальных, культурных и нравственных явлениях современности. <...> АЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ФЕНОМЕН Философские взгляды М.Е. Салтыкова-Щедрина как феномен Творчество сатирика опиралось на передовые для своего времени теоретические основания. <...> Салтыков-Щедрин был твёрдо убеждён в том, что писатель не сможет выполнить своего долга, не имея целостного мировоззрения, особенно в условиях, созданных развитием капитализма в стране, где не был до конца ликвидирован крепостнический режим. <...> «Мы утверждаем, – подчёркивал он, – что неясность миросозерцания есть недостаток настолько важный, что всю творческую деятельность художника сводит к нулю» [15, с. <...> Салтыков-Щедрин никогда не придавал своим философским выступлениям сугубо учёного вида, не стесняя себя канонизированными формами литературы, публицистики и теоретического мышления. <...> Надо отметить, что в 40-е годы XIX века немецкая классическая <...>