Министерство культуры Челябинской области
Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского
ИСКУССТВОЗНАНИЕ:
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
Научно-практический журнал
№ 1 (15)
Март 2016
Челябинск
2016
Стр.1
ИСКУССТВОЗНАНИЕ:
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
№ 1(15)
Март 2016
Научно-практический журнал. Издается с 2011 года
Выходит три раза в год. ISSN 2227-2577
Индекс в каталогах Роспечати 04157
Главный редактор
Н.В. Растворова – проректор по научной работе и международному
сотрудничеству Южно-Уральского государственного института
искусств им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения, доцент,
член Союза композиторов России (РФ, г. Челябинск).
Заместители главного редактора
В.Л. Бабюк – заведующая кафедрой фортепиано Южно-Уральского
государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат
искусствоведения, доцент (РФ, г. Челябинск).
Я.Т. Жакупова – заведующая отделом организации научной работы
и международного сотрудничества ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского,
кандидат психологических наук, доцент (РФ, г. Челябинск).
М.В. Рахимова – заведующая кафедрой социально-гуманитарных
и психолого-педагогических дисциплин Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат философских
наук, доцент (РФ, г. Челябинск).
Ответственный редактор – С.В. Самойлова
Переводчик, редактор английского текста – Н.А. Сафронова
Ответственный за выпуск – Я.Т. Жакупова
УЧРЕДИТЕЛЬ
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт
искусств имени П.И. Чайковского»
ИЗДАТЕЛЬ
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт
искусств имени П.И. Чайковского».
Адрес издателя: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41
Адрес редакции: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41
Тел./факс (351) 263-34-61. E-mail: art-skill@yandex.ru
Cайт: www.uyrgii.ru
Отпечатано в типографии: «Центр научного сотрудничества»,
ООО «Сион» 454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 50-Б.
Тел. (351) 215-12-23. E-mail: cns74@mail.ru
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-59809 от 7 ноября
2014 г.
Журнал зарегистрирован в International Centre ISSN, Paris – France
Верстка М.А. Сидоров
Дизайн обложки Т.Г. Гумарова
Подписано в печать 24.03.2016
Дата выхода в свет 30.03.2016
Формат 60×84/8
Заказ № 1803-238
Тираж 100 экз. Уч.-изд. л. 6,7. Усл. печ. л. 10,6
Цена свободная
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе
Южно-Уральского государственного института искусств имени
П.И. Чайковского
Ответственность за содержание статей, а также за
аутентичность использованных цитат, имен, названий несут
авторы публикуемых материалов.
© Редакция журнала «Искусствознание: теория, история, практика»
А.В. Бетехтин – председатель редакционного совета,
Министр культуры Челябинской области (РФ, г. Челябинск).
Е.Р.
Сизова – ректор Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского,
доктор педагогических наук, профессор, действительный
член (академик) Российской Академии Естествознания
– секция «Педагогические науки» (РФ,
г. Челябинск).
С.О. Ткаченко – заместитель председателя редакционного
совета, директор Челябинского областного
музея искусств (РФ, г. Челябинск).
О.И. Ардимасов – профессор Московского государственного
академического художественного института
им. В.И. Сурикова, народный художник РФ,
заслуженный деятель искусств РФ (РФ, г. Москва).
Н.С. Бажанов – заведующий кафедрой общего фортепиано
Новосибирской государственной консерватории
(академии) им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Новосибирск).
Вилли Брайнин – президент Российской общенациональной
секции Международного общества музыкального
образования при ЮНЕСКО, руководитель
лаборатории новых технологий в музыкальном и музыкально-педагогическом
образовании Московского
педагогического государственного университета
(Федеративная республика Германия, г. Ганновер).
Ю.Е. Гальперин – профессор консерватории Ivry
sur Seine (Париж), президент ассоциации «Tradition
musicale russe» во Франции (Французская Республика,
г. Париж).
Габриэль Гульен – профессор консерватории
им. Й. Гайдна, лауреат международных конкурсов
(Австрийская республика, г. Айзенштадт).
Ч.Г. Гусейнов – писатель, доктор филологических
наук, профессор кафедры истории русской литературы
XX–XXI века филологического факультета
Московского государственного Университета
им. М.В. Ломоносова (РФ, г. Москва).
Ю.И. Ивлев – директор Костанайского областного
театра русской драмы и кукол (Казахстан, г. Костанай).
Г.А.
Майоров – балетмейстер, заслуженный деятель
искусства России, заслуженный деятель искусства
Бурятии, лауреат государственной премии СССР
(РФ, г. Москва).
Н.П. Наумов – декан факультета театра кукол СанктПетербургской
государственной академии театрального
искусства, профессор, заслуженный работник
культуры России (РФ, г. Санкт-Петербург).
А.А. Покровский – проректор Красноярского государственного
художественного института, профессор,
заслуженный художник России, член-корреспондент
Российской Академии художеств (РФ, г. Красноярск).
А.М. Рубцов – заместитель генерального директора
по научно-просветительской работе Государственного
центрального театрального музея имени
А.А. Бахрушина, заслуженный артист России (РФ,
г. Москва).
Б.П. Хавторин – ректор, профессор кафедры истории
и теории музыки Оренбургского государственного
института искусств им. Л. и М. Ростроповичей,
доктор искусствоведения, заслуженный деятель
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Стр.2
искусств РФ, член Союза композиторов России,
член Союза журналистов России (РФ, г. Оренбург).
В.И. Щанкин – заведующий кафедрой балетмейстерского
творчества Кемеровского государственного
Н.В. Растворова – главный редактор, проректор по научной
работе и международному сотрудничеству Южно-Уральского
государственного института искусств
им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения,
доцент, член Союза композиторов России (РФ, г. Челябинск).
В.Л.
Бабюк – заместитель главного редактора, заведующая
кафедрой фортепиано Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского,
кандидат искусствоведения, доцент (РФ, г. Челябинск).
М.В. Рахимова – заместитель главного редактора, заведующая
кафедрой социально-гуманитарных и психолого-педагогических
дисциплин Южно-Уральского
государственного института искусств им. П.И. Чайковского,
кандидат философских наук, доцент (РФ, г. Челябинск).
И.В.
Арановская – заведующая кафедрой теории,
истории музыки и музыкальных инструментов Волгоградского
государственного социально-педагогического
университета, доктор педагогических наук, профессор
(РФ, г. Волгоград).
Ю.Г. Бобров – проректор по научной работе СанктПетербургского
государственного академического
института живописи, скульптуры и архитектуры
им. И.Е. Репина, доктор искусствоведения, профессор,
член-корреспондент Российской академии художеств
(РФ, г. Санкт-Петербург).
Н.И. Дегтяникова – преподаватель факультета изобразительного
искусства Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат
искусствоведения (РФ, г. Челябинск).
О.А. Жукова – профессор факультета гуманитарных
наук Национального исследовательского университета
Высшей школы экономики, доктор философских наук
(РФ, г. Москва).
С.С. Загребин – научный сотрудник кафедры философии
Челябинского государственного педагогического
университета, доктор исторических наук, профессор,
член секции театральных критиков Челябинской организации
Союза театральных деятелей России (РФ,
г. Челябинск).
М.И. Имханицкий – профессор кафедры баяна и аккордеона
Российской академии музыки им. Гнесиных,
доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель
искусств РФ (РФ, г. Москва).
Ю.А. Лукин – заведующий кафедрой гуманитарных
наук Академии переподготовки работников искусства,
университета культуры и искусств, профессор, заслуженный
работник культуры России, член-корреспондент
Петровской академии наук искусств (РФ,
г. Кемерово).
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
культуры и туризма, доктор философских наук, профессор
(РФ, г. Москва).
Е.А. Минаев – заведующий кафедрой театрального
искусства Академии переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Москва).
А.А. Мордасов – заведующий кафедрой режиссуры театрализованных
представлений и праздников Челябинской
государственной академии культуры и искусств,
доцент, заслуженный работник культуры РФ, член Союза
театральных деятелей РФ (РФ, г. Челябинск).
И.Э. Рахимбаева – директор института искусств Саратовского
государственного университета, доктор педагогических
наук, профессор (РФ, г. Саратов).
Б.Ф. Смирнов – профессор кафедры оркестрового дирижирования
Челябинской государственной академии
культуры и искусств, доктор искусствоведения, профессор,
заслуженный работник высшей школы РФ
(РФ, г. Челябинск).
Г.Г. Тенюкова – декан факультета художественного и
музыкального образования Чувашского государственного
педагогического университета им. И.Я. Яковлева,
доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Чебоксары).
А.М.
Цукер – заведующий кафедрой истории музыки
Ростовской государственной консерватории (академии)
им. С.В. Рахманинова, доктор искусствоведения,
профессор, заслуженный деятель искусств РФ (РФ,
г. Ростов-на-Дону).
Р.Р. Шайхутдинов – заведующий кафедрой специального
фортепиано Уфимской государственной академии
искусств им. З. Исмагилова, кандидат искусствоведения,
профессор (РФ, г. Уфа).
О.Е. Шелудякова – профессор кафедры теории музыки
Уральской государственной консерватории (академии)
им. М.П. Мусоргского, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Екатеринбург).
О.М. Шушкова – проректор по научной и учебной
работе Дальневосточной государственной академии
искусств, доктор искусствоведения, профессор (РФ,
г. Владивосток).
Е.Ф. Ященко – профессор кафедры социальной психологии
Санкт-Петербургского гуманитарного университета
профсоюзов, доктор психологических наук, доцент,
действительный член Международной академии психологических
наук (МАПН), член-корреспондент РАЕ
(РФ, Санкт-Петербург).
Стр.3
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА
Н.И. Дегтяникова
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В АНАЛИЗЕ КОМПОЗИЦИИ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ..................................................................................................................8
О.В. Ануфриева
ЛАДОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАНОНИЧЕСКОГО
НАПЕВНОГО ЧТЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ..................................13
РАЗДЕЛ 2. ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
О.Ю. Иванова
ОБ ОСНОВНЫХ ПРИЕМАХ ТЕМООБРАЗОВАНИЯ
В ТВОРЧЕСТВЕ ШОПЕНА...........................................................................................................................27
В.Н. Бондарева
ЛОГИКА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В СОЧИНЕНИЯХ М. ВАЙНБЕРГА НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕРТА
ДЛЯ ТРУБЫ С ОРКЕСТРОМ......................................................................................................................30
О.Ю. Туменко
СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
АНДРЕЯ ПЕТРОВА...........................................................................................................................................37
РАЗДЕЛ 3. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА
Р.В. Каюмова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НАРОДОВ МИРА
В МУЗЫКЕ В СТИЛЕ METAL....................................................................................................................43
Е.Е. Женалина
ТЕХНИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ НА ДОМРЕ: АРТИКУЛЯЦИЯ И ТЕМБР
(Продолжение. Начало в № 4 (14) 2015).......................................................................................................50
РАЗДЕЛ 4. ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г.Л. Князева
ОСВОЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТИЛЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ................................................................55
В.Я. Аскарова
БИБЛИОТЕЧНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ: ВНИМАНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ
КАК ОТРАЖЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СУТИ ПРОФЕССИИ.......................................60
4
Стр.4
Содержание
Л.С. Андрусенко
МЕСТО И РОЛЬ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ.........................................68
О.Н. Костюк
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ
СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖНИКА................................................................................................................76
РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
М.В. Рахимова
ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМ,
ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ЦЕННОСТИ ОТДЫХА И РАЗВЛЕЧЕНИЯ:
ЭСТЕТИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ США...........................................................................................81
Н.О. Телегина
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА...................................................................................................................85
5
Стр.5
Содержание
CONTENTS
SECTION 1. ISSUES OF METHODOLOGY AND THEORY OF ART
N.I. Degtyanikova
HEURISTIC METHODOLOGY AS MEAN OF MODELLING
OF ART IMAGE IN ANALYSIS OF WORK OF ART COMPOSITION.....................................8
O.V. Anufrieva
MODE ORGANIZATION OF CANONICAL MELODIOUS READING
OF RUSSIAN ORTHODOX TRADITION.................................................................................................13
SECTION 2. HUMANITARIAN KNOWLEDGE AND HISTORY OF ART
O.U. Ivanova
TO BASIC METHODS OF THEME FORMATION
IN WORKS BY CHOPIN..................................................................................................................................27
V.N. Bondareva
LOGIC OF INSTRUMENTAL DEVELOPMENT IN WORKS
BY М. VAINBERG ON THE EXAMPLE OF CONCERT
FOR TRUMPET WITH ORCHESTRA.......................................................................................................30
O.Y. Tumenko
SYMPHONY FANTASY «MASTER AND MARGARITA»
BY ANDREY PETROV.......................................................................................................................................37
SECTION 3. PERFORMING ARTS PROBLEMS
R.V. Kaiumova
USING OF TRADITIONAL INSTRUMENTS OF THE PEOPLES
OF THE WORLD IN MUSIC STYLE METAL......................................................................................43
E.E. Zhenalina
TECHNICAL EMBODIMENT OF MUSICAL MEANS OF EXPRESSIVENESS
ON DOMRA: ARTICULATION AND TIMBRE
(Continuation. The beginning in № 4 (14) 2015)...........................................................................................50
SECTION 4. PEDAGOGY OF ART AND ART EDUCATION
G.L. Kniazeva
MASTERING OF ARTISTIC STYLES ON THE PIANO LESSONS
IN THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION................................................................55
V.I. Askarova
LIBRARY SPECIALIST: ATTENTION TO THE READER
AS REFLECTION OF HUMANISTIC CORE OF PROFESSION..................................................60
6
Стр.6
Содержание
L.S. Andrusenko
PLACE AND ROLE OF CLASSICAL DANCE
IN AMATEUR CHOREOGRAPHIC ART.................................................................................................68
O.N. Kostiuk
CORRELATION OF EDUCATIONAL AND ART PROBLEMS
IN THE EDUCATIONAL PROCESS AS ESSENTIAL CONDITION
OF ARTIST’S FORMATION............................................................................................................................76
SECTION 5. THEORY, PHILOSOPHY AND HISTORY OF CULTURE
M.V. Rakhimova
POPULAR CULTURE AS SYSTEM OF ART FORMS,
DIRECTED TO VALUABLE OF REST AND ENTERTAINMENT:
AESTHETIC-CULTURAL EXPERIENCE OF THE USA..................................................................81
N.O. Telegina
SOME PROBLEMS OF INTERPRETATION IN THE CONTEXT
OF PHILOSOPHY THOUGHT OF THE SECOND HALF
OF ХХ CENTURY...............................................................................................................................................85
7
Стр.7