3 ЛЕКЦИИ ПО ГЕОЛОГИИ УДК 115 ТРИ ТИПА КАТЕГОРИИ «ВРЕМЯ» КАК ОСНОВА ТРЕХ ТИПОВ НАУК: ТОЧНЫХ, ИСТОРИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ С.С. <...> Лекция объединяет два тематически близких выступления автора на ежегодных годичных собраниях секции палеонтологии МОИП Палеострат-2014 и Палеострат-2015 (Лазарев, 2014, 2015). <...> Второе из них было продолжением и углублением первого: о смыслах иерархической формы системно организованного, т.е. качественно значимого (= исторического) движения целостных систем «идеальное (связи, отношения) — материальное (феноменально явленное)». <...> Его инвариантный вектор связывает два полюса всей истории процессов — от максимально рационального, математически выразимого начала исходных физических процессов до максимально иррационального полюса завершения всей истории процессов (высшие, наиболее сложные, т.е. осознавшие себя процессы саморефлексии человеческой Личности). <...> Между ними — вся длительная история качественно значимой процессуальности как общая тенденция наложения усложнявшейся последовательности состояний систем «идеальное — материальное»: предмет исторических наук. <...> Идеальный компонент системы — это исходно трансцендентное (запредельное, не от мира сего) наследие чистой идеальности, т.е. исходно метафизическая структура «Число — Пространство — Время»: условие возникновения и изменения посюсторонней процессуальности. <...> Онтология каждого из трех элементов этой триединой метафизической системы, которую я назвал Первотриадой Канта, была гносеологически, но досистемно воспроизведена в мировоззренческой основе начала Западной цивилизации (в Античности). <...> Я имею в виду три варианта смыслового миропонимания, возникших в Древней Греции: первый — «мир есть Число» (Пифагор); второй — «мир есть то, что есть» (что не меняется) как метафизика «Пространства» Парменида; третий — в мире «все меняется» как метафизика «Времени» темного (непонятного тогда) Гераклита Эфесского. <...> Мировоззрение <...>