Александр Павлович Чехов
[Фотография]
ЧЕХОВ, Александр Павлович [10(22).VIII.1855, слобода Крепкая под Таганрогом -- 17(29).V.1913,
Петербург] -- прозаик, публицист, мемуарист. Старший брат А. П. Чехова. Окончив гимназию в
Таганроге, Ч. поступает на естественное отделение физико-математического факультета Московского
университета. Уже в студенческие годы начинает публиковаться в юмористических журналах и др.
печатных органах ("Зритель", "Мирской толк", "Москва", "Будильник", "Московский листок"), чем во
многом способствует приобщению к миру столичной журналистики юного Антона Чехова, вскоре
пошедшего по стопам брата. По выходе из университета, с 1882 по 1886 г., Ч. служит чиновником
поочередно в таганрогской, петербургской и новороссийской таможнях. С 1886 г. Ч.-- профессиональный
газетчик и беллетрист, штатный сотрудник газеты "Новое время". Печатается также в "Петербургской
газете", "Осколках", "Историческом вестнике", "Кавказе", "Смоленском вестнике" и в целом ряде других
журналов и газет. Некоторое время был редактором специальных изданий "Слепец", "Пожарный",
"Вестник Российского общества покровительства животным". Писал под псевдонимами Агафопод
Единицын, Алоэ, Гусев, Пан Халявский, с 1886 г.-- А. Седой.
Ч.-- автор множества репортерских заметок, очерков, публицистических и научно-популярных
статей невероятно широкого тематического диапазона: от пожарного дела и фотографии до вопросов
лечения алкоголизма и призрения душевнобольных. В 1897 г. вместе с психиатром В. В. Ольдерогге Ч.
совершил поездку по островам Финского залива в поисках места для изоляционной колонии больныхалкоголиков.
Как
писатель сложился в 80 гг., отразив в своем творчестве настроения эпохи "безвременья":
интерес к "малым делам" и повседневным проблемам обычного "среднего" человека Излюбленный жанр
Ч.-- рассказ или маленькая повесть, основной герой которых, в полном соответствии с литературной
тенденцией эпохи,-- мелкий чиновник или служащий, погруженный в бытовые заботы, чаще всего
внутрисемейного характера. Наиболее распространенный мотив в прозе Ч.-- невозможность для героя
вырваться из "цепей" нелепого, неудачного брака ("Цепи", 1895; "Бабья история", 1904), где царит полное
взаимонепонимание между супругами, чреватое драматическим конфликтом ("Раскол", 1904).
Произведения Ч. отличает повышенное авторское сочувствие своим героям с их прозаическими судьбами
и маленькими житейскими драмами ("На маяке", 1887; "Птицы бездомные", 1895; "Скатерть", 1904),
однако искренний пафос непротивления ударам судьбы, готовности мириться с ними как с
неизбежностью далеко не всегда рождается у Ч. из самой плоти произведений и нередко напоминает
своеобразную "благостную" тенденциозность, что, в свою очередь, находит выражение в примиряющей
концовке, обычно малоубедительной и не отвечающей глубине затрагиваемых проблем ("Педагогический
скандал", 1895; "Средние люди", 1904). В значительной мере эти черты творчества Ч. сказались в большой
повести из студенческой жизни "Хорошо жить на свете!" (1904). Известно, что Антон Чехов еще в 1883 г.
призывал брата "отречься от благоприобретенной субъективности" и неоправданного художнического
"благодушия" (Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. Письма.-- Т. I.-- С. 55).
Другая группа рассказов Ч. написана в традициях юмористической журнальной прозы и т. н.
"святочных рассказов", ежегодно появлявшихся в газетно-журнальной печати накануне рождественских
праздников. Все они носят преимущественно развлекательный характер; в основе их лежит либо
анекдотический случай ("Атавизм", "Разлучница", "Бабье горе" -- сб. "Княжеские бриллианты", 1904),
либо загадочно-мистическая история, "тайна" которой в финале непременно объясняется вполне
обыденными причинами ("Тришкина душа", "Сочельник в снежном заносе", "Художник и черт" -- сб.
Стр.1