ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ УДК 111 О КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЯХ ОНТОЛОГИИ МИРА А.В. <...> Мир анализируется как замкнутая сфера сущего и как космологическое целое, как космос, ойкумена и универсум. <...> Сравниваются древние и современные, метафизические и постметафизические аспекты этого понятия. <...> Устанавливается принципиальное различие между объективистским и коррелятивистским понятиями мира. <...> В рамках объективистских концепций мир мыслится вне корреляции с человеческим сознанием и существованием, как независимое от него и самодостаточное целое. <...> Истоки коррелятивистcкого понятия мира усматриваются в христианском мировосприятии, а трансцендентальная философия И. Канта <...> Во второй части статьи специальному разбору подвергаются современные коррелятивистские концепции мира, представленные в философии Х. <...> В конечном итоге указывается на новую волну реалистических, антикоррелятивистских концепций (К. <...> К понятиям 32 «бытие», «существование», «природа», «Вселенная» мы будем обращаться только в связи с прояснением отдельных нюансов понятия мира. <...> Одним из основных категориальных различий выступает в первую очередь различие между 1) миром как космологическом единством сущего и 2) «миром» как той или иной целокупной сферой сущего, которая понимается как «особенное всеобщее, взятое в полноте своей эмпирической развертки» [Там же]. <...> О категориальных основаниях онтологии мира смысле Гуссерль говорит о «частных мирах» (Sonderwelten) в структуре жизненного мира: это может быть любая целостность, организованная вокруг некоторой целевой идеи, – «мир» живописи, «мир» науки, «мир» философии и т. д. [см. <...> В свою очередь, понятие космологического единства сущего заставляет обратиться к древнегреческому слову kosmos, означавшему гармонично упорядоченное, конечное целое, каким греки видели мир. <...> Хайдеггер: «Κόσμος подразумевает не то или иное подступающее и теснящее сущее само по себе, даже если взять <...>