Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла ОПП бакалавриата и предназначена для изучения студентами по направлению подготовки 050100 (44.03.01) «Педагогическое образование» профиля подготовки безопасность жизнедеятельности. <...> …………………………………………………145 Литература……………………………………………………………………146 5 ПРЕДИСЛОВИЕ Возрастная анатомия, физиология и гигиена – дисциплина, которая изучает возрастные особенности развивающегося организма, его взаимоотношение с окружающей средой, а также функциональные возможности организма в разные периоды онтогенеза. <...> Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла ОПП бакалавриата и предназначена для изучения студентами по направлению подготовки 050100 (44.03.01) «Педагогическое образование» профиля подготовки безопасность жизнедеятельности. <...> При изучении курса студенты актуализируют, закрепляют и овладевают системой базовых понятий и дидактических единиц дисциплины: онтогенез, возрастная периодизация, здоровье, здоровый образ жизни, физическое развитие, анатомо-физиологические особенности систем организма, гигиенические требования. <...> В процессе изучения курса студент должен знать: основы возрастной анатомии, физиологии, школьной гигиены и психологии; основные принципы и аспекты здорового образа жизни; факторы, сберегающие здоровье и факторы риска заболеваний детей и подростков. <...> Возрастная анатомия и физиология - самостоятельная ветвь биологической науки, изучает изменения строения и функций организма, возникающие в процессе его развития. <...> Школьная гигиена (гигиена детей и подростков) – это медицинская наука, которая изучает взаимодействие организма ребёнка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие <...>
Возрастная_анатомия,_физиология_и_гигиена_.pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
ЧЕЛНОКОВ А.А., БУЧАЦКАЯ И.Н.
ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
2015
Стр.1
УДК
ББК
Печатается по решению Ученого совета
Великолукской государственной академии физической культуры и спорта
Челноков
А.А., Бучацкая И.Н.
Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебное пособие для бакалавров
учреждений высшего профессионального образования. – Великие Луки.
– 2015. – 148 с.
Учебное пособие написано в виде конспектов лекций. В нем подробно рассмотрены
основные разделы курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Особое внимание
уделено вопросам становления и развития физиологических функций организма на каждом
возрастном этапе. Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится
к базовой части профессионального цикла ОПП бакалавриата и предназначена для
изучения студентами по направлению подготовки 050100 (44.03.01) «Педагогическое образование»
профиля подготовки безопасность жизнедеятельности.
Пособие предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений
физической культуры и спорта. Кроме того, при изучении некоторых разделов учебное
пособие может быть использовано преподавателями и студентами по направлениям и специальностям
в области медицины, биологии, анатомии, физиологии, гигиены, педагогики.
Рецензенты:
доктор биологических наук, доцент О.В. Ланская
ФГБОУ ВПО «Великолукская государственная академия физической
культуры и спорта»
доктор биологических наук, профессор В.Ю. Козловский
ФГБОУ ВПО «Великолукская государственная сельскохозяйственная
академия»
© ВЛГАФК, 2015
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие............................................................................................................. 6
Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗМА ......................................................................................... 8
1. Возрастная анатомия, физиология и гигиена как наука. ........................... 8
2. Закономерности роста и развития организма. ............................................ 8
3. Особенности развития организма в различные периоды. ....................... 13
4. Организм человека – как единое целое. .................................................... 15
Контрольные вопросы ..................................................................................... 17
Лекция 2. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОРГАНИЗМА В ОНТОГЕНЕЗЕ .... 18
1. Строение нервной системы. ........................................................................ 18
2. Биоэлектрические явления в нервной клетке.
Проведение возбуждения. ................................................................................. 19
3. Анатомия и физиология центральной нервной системы......................... 22
4. Возрастные особенности нервной системы. ............................................. 18
5. Высшая нервная деятельность и ее роль в формировании поведения...34
6.
Типы высшей нервной деятельности...…………………………………..37
Контрольные вопросы ..................................................................................... 40
Лекция 3. ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОРГАНИЗМА В
ОНТОГЕНЕЗЕ ..................................................................................... 41
1. Понятие о гормонах и эндокринной системе. .......................................... 41
2. Становление эндокринных функций в онтогенезе................................... 42
3. Влияние гормонов на рост организма. ...................................................... 47
4. Роль гормонов в адаптации организма к физическим нагрузкам. .......... 41
Контрольные вопросы ..................................................................................... 49
Лекция 4. РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ В ОНТОГЕНЕЗЕ ........ 50
1. Понятие об анализаторах. ........................................................................... 50
2. Зрительная сенсорная система. .................................................................. 50
3. Слуховая и вестибулярная сенсорные системы. ...................................... 53
4. Вкусовая сенсорная система. ...................................................................... 54
5. Обонятельная сенсорная система............................................................... 55
6. Кожная сенсорная система. ........................................................................ 55
7. Мышечно-суставная сенсорная система. .................................................. 50
8. Висцеральная сенсорная система. .............................................................. 57
9. Возрастные особенности развития сенсорных систем в онтогенезе. ..... 57
Контрольные вопросы ..................................................................................... 59
Лекция 5. РАЗВИТИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В
ОНТОГЕНЕЗЕ ..................................................................................... 61
1. Функции опорно-двигательной системы. ................................................. 61
2. Свойства, состав, и строение костей.......................................................... 61
3. Общий обзор скелета человека. ................................................................. 63
3
Стр.3
ЛЕКЦИЯ 1
Введение. Закономерности роста и развития организма
1. Возрастная анатомия, физиология и гигиена как наука.
2. Закономерности роста и развития организма.
3. Особенности развития организма в различные периоды.
4. Организм человека – как единое целое.
- 1 -
Анатомия – это наука о форме и строении живых организмов, в частности,
строении человеческого тела, его органов. Термин «анатомия» происходит
от греческого слова anatome – рассечение, расчленение, что указывает на
один из основных методов анатомии – рассечение (препаровка).
Физиология – наука о процессах, протекающих в живых организмах,
которая изучает функции организма, деятельность различных органов. Термин
«физиология» образован от двух греческих слов physis – природа, logos –
учение.
Гигиена – наука об охране и укреплении здоровья человека. Естественнонаучной
базой гигиены служат анатомия и физиология человека.
Возрастная анатомия и физиология - самостоятельная ветвь биологической
науки, изучает изменения строения и функций организма, возникающие
в процессе его развития. Объектом изучения является организм человека
на различных стадиях его индивидуального развития. Возрастной физиологией
рассматриваются функциональные процессы организма человека в разные
периоды жизни.
Школьная гигиена (гигиена детей и подростков) – это медицинская
наука, которая изучает взаимодействие организма ребёнка с внешней средой
с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований,
направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и
совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.
Гигиена
детей и подростков как наука развивается на основе возрастной
анатомии и физиологии. В ней широко используются общебиологические
законы развития. Она тесно связана со всеми медицинскими дисциплинами,
а также с техническими и педагогическими науками.
- 2 -
Оптимальное функционирование организма определяется ходом его развития,
которое, начинаясь с момента образования оплодотворённой яйцеклетки
- зиготы, делится на два периода - пренатальный (внутриутробный) и
постнатальный (с момента рождения) онтогенез. Впервые термин «онтогенез»
был введён Э. Геккелем (1866) для обозначения эмбрионального перио8
Стр.8