ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ОБСУЖДАЕМ ОБЩЕСТВО УДК 316.74:37 ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФОРМА БЫТИЯ Е.В. <...> Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал) ev.visual@mail.ru Всю историю образования можно представить как универсальный текст формирования человека. <...> Образовательный текст строится на напряженном взаимодействии истории вообще с теориями отдельных мыслителей, занимавшихся и занимающихся вопросами образования. <...> Это ведет к расширению пространства образовательного текста, что дает основание считать образование дивергентным процессом. <...> Метафоризация становится необходимой техникой когнитивного моделирования и рассматривается как источник оптимизации процедуры интерпретации образовательного текста. <...> Метафоры позволяют осуществить входы в каналы образовательной реальности «на все времена». <...> Такими универсальными метафорами можно назвать античную «образовательную прогулку», средневековый «молитвенный труд», «образовательное путешествие», сформировавшееся в эпоху Просвещения, «производственную мастерскую» ХIX века, метафору «гамельнского крысолова». <...> Развитие отечественного образования в наши дни связано с диспропорцией между быстрым реформированием всех его систем и значительным отставанием возможности их понимания и освоения, с чем, вероятно, и связано то, что образование все дальше отдаляется от человека, от его повседневности, от культуры в целом. <...> В современной философской и педагогической мысли актуализируется изучение тех онтологических оснований образовательного процесса, в которых была бы отражена нелинейность его развития, системный характер и многомерность, что помогло бы уточнить его специфику образования как развивающейся целостности. <...> Решение этой задачи требует пересмотра методологических оснований всей образовательной парадигмы. <...> Ключевые слова: образовательный текст, аналоговая модель образования, универсальные образовательные метафоры, образовательный континуум, образовательный универсум <...>