Основное внимание уделяется
тропеическому уровню чеховского текста, выясняются чеховские предпочтения в этой сфере и
особенности индивидуально-авторского использования данных изобразительно-выразительных средств, в
их связи с основополагающими творческими принципами писателя. <...> НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ
О том, что чеховский творческий метод представляет собой нечто новое по отношению к русскому
реализму XIX века, писали уже современники Чехова. <...> Именно в этом Толстой
увидел то главное, что привнес в русскую и мировую литературу А.П.Чехов. <...> О новом качестве чеховского творческого метода писали Горький, Станиславский, Мейерхольд... <...> Эта неожиданно экспрессивная оценка отразила не только восхищение писателя чеховскими
художественными открытиями, но и острое ощущение новизны, непохожести того, что делал Чехов 90-х
годов, на традиционный русский реализм XIX века, ощущение полного раскрытия и даже исчерпанности
возможностей реализма под пером А.П. Чехова. <...> Внимание к проблеме чеховского творческого метода не ослабевает и сегодня. <...> Современные
литературоведы нередко говорят о стремлении писателя "обновить реалистическое искусство"[4]. <...> Усилиями российских и зарубежных литературоведов немало сделано в изучении чеховского
творческого метода. <...> Значительно меньше внимания уделялось таким классическим составляющим поэтики Чехова, как
тропы. <...> Более того, с изменением человеческих представлений о мире, обществе, искусстве те или иные
тропы утрачивают актуальность. <...> Из наиболее употребляемых
тропов заметно "похолодели" метонимия и олицетворение - не говоря уже о других, менее выразительных
тропах. <...>
Расхожим сегодня стало мнение, согласно которому тропы, эти "прописи" вузовского курса теории
литературы, в произведениях нового времени, особенно - эпических, выполняют, в общем, служебную
роль. <...> К тому же для
современных исследователей тропов не <...>
Секреты_чеховского_художественного_текста.pdf
Размещено с согласия автора.
Версия для Интернет.
При полном или частичном воспроизведении
ссылка на источник обязательна.
В.Н.Гвоздей
Секреты чеховского художественного текста
ОГЛАВЛЕНИЕ
НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ.....3
Глава I ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ.................................................7
Глава II ПЕРВЫЙ КРИЗИС..............................................25
Глава III ПОИСКИ СВОЕЙ ДОРОГИ.............................51
Глава IV НАКОПЛЕНИЕ СИЛ.........................................68
Глава V ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН.............................................83
Глава VIМЕТАФОРА ИЛИ СРАВНЕНИЕ?...................98
Глава VII НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ......................................113
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ...............................................126
Оглавление в книге находится на С.127
БКК 83.3 (2-рус) 6
Г 25
Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом Астраханского государственного
педагогического университета
Рецензенты:
А.М.Буланов, доктор филологических наук, профессор ВГПУ;
Г.Г.Исаев, доктор филологических наук, профессор АГПУ.
Гвоздей В.Н.
Г 25 Секреты чеховского художественного текста: Монография.
Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1999. - 128 с.
В книге рассматриваются малоизученные стороны поэтики А.П.Чехова, составляющие характерную
особенность его художественной прозы и в целом - творческого метода. Основное внимание уделяется
тропеическому уровню чеховского текста, выясняются чеховские предпочтения в этой сфере и
особенности индивидуально-авторского использования данных изобразительно-выразительных средств, в
их связи с основополагающими творческими принципами писателя. Исследование позволяет существенно
дополнить, а в чем-то - скорректировать устоявшиеся интерпретации ряда произведений Чехова,
прояснить некоторые спорные моменты творческой эволюции художника.
Для преподавателей литературы, студентов, учащихся школ, для широкого круга читателей,
интересующихся творчеством А.П.Чехова и проблемами художественности.
ISBN 5-88200-417-9
Стр.1