ISBN 5-88200-748-8
-- Гвоздей В.Н., 2003
-- Изд-во АГУ, 2003
ОТ АВТОРА
Данная работа является логическим продолжением предшествующей нашей книги "Секреты
чеховского художественного текста" (Астрахань, 1999). <...> Исследователи до сих пор еще то и дело попадают в ловушку, подстроенную самой природой его
творчества, его художественного мышления, полагая, что о прозе, в отличие от поэзии, можно говорить,
отвлекаясь от формы воплощения авторского замысла, от самого художественного материала, несущего в
себе, в особенностях своей организации поэтическую мысль, которая не может существовать вне тех
отношений и связей, в которых она живет в произведении искусства". <...> Такие тропы были осознаны Антошей
Чехонте как не отвечающие запросам малой прессы и ушли из его творческой практики почти на два года. <...> Герой-рассказчик юморески сообщает свои впечатления: "Какие-то неведомые силы, казалось,
трудились над ужасающею гармониею стихии" [С. <...> При таком строении фразы сообщение приобретало бы гораздо
большую определенность: "Казалось, что какие-то неведомые силы трудились над ужасающею
гармониею стихии". <...> Какие-то неведомые силы" выводятся из сферы сомнительного, предположительным выступает
лишь факт их труда "над ужасающею гармониею стихии". <...> Чехов, как видим, также обратил внимание на формы, создающие эффект двоения. <...> В рассказе-сценке "Суд" (1881), опубликованном через двадцать дней после "Салона де варьете",
читаем:
"Кузьма Егоров снимает ремень, некоторое время глядит на публику, как бы выжидая, не поможет
ли кто, потом начинает... <...> Это - и принадлежащее повествователю предположительное
объяснение задержки телесного наказания, и сравнение данного Кузьмы Егорова - с Кузьмой Егоровым
же, но в ситуации выжидания, "не поможет ли кто". <...> Однако гипотетическая ситуация на самом деле оказывается истинной. <...> Повествователь разделил
изображаемое на реальное и вероятное, тогда как действительная ситуация едина. <...> Описанные функции подобных сравнительных <...>
Меж_двух_миров.pdf
Министерство образования российской федерации
Астраханский государственный университет
В.Н. Гвоздей
Меж двух миров
Некоторые аспекты чеховского реализма
Монография
Астрахань - 2003
БКК 83.3 (2-рус) 6
Г 25
Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом
Астраханского государственного университета
Рецензенты: Л.В.Жаравина, д-р филол. наук, проф. ВГПУ;
Г.Г. Исаев, д-р филол. наук, проф. АГУ;
Т.Р. Коновалова, канд. филол. наук, доц. АОИУУ.
Гвоздей В.Н.
Г 25 Меж двух миров: Некоторые аспекты чеховского реализма: Монография. 2-е изд. испр. и доп.
Астрахань: Изд-во Астраханского гос. ун-та, 2003. 140 с.
В книге рассматриваются закономерности творческого метода А.П. Чехова, преломившиеся в
тропах, прежде всего - в сравнениях. Главным объектом внимания стали сравнительные обороты особого
типа, создающие довольно сложные художественные эффекты. Проведенное исследование позволяет
автору сделать выводы, касающиеся реализма Чехова-прозаика и специфики созданной писателем
картины мира, существенно дополнить привычные интерпретации многих его произведений.
Для преподавателей литературы, студентов, учащихся школ, для широкого круга читателей,
интересующихся творчеством А.П. Чехова и проблемами художественности.
ISBN 5-88200-748-8
-- Гвоздей В.Н., 2003
-- Изд-во АГУ, 2003
ОТ АВТОРА
Данная работа является логическим продолжением предшествующей нашей книги "Секреты
чеховского художественного текста" (Астрахань, 1999). Это избавляет автора от необходимости вновь
Стр.1