За периодами реформ следовали периоды реакции: после реформ местного управления в 50-х годах XVI века пришла опричнина; в ХГХ веке после Сперанского пришел Аракчеев; после великих реформ 60-х годов пришел Победоносцев. <...> Политический строй древнерусских княжеств характеризуется своеобразным сочетанием двух начал: монархического, в лице князя, и демократического, в лице веча, народного собрания в „старших" областных городах. <...> По свидетельству начальной летописи, „новгородцы изначала и кияне, и смольняне, и полочане, и вся власти (то есть волости или области) на веча сходятся и на что же старейшие сдумают, на то и пригороды станут" (то есть малые города области принимают решения народного собрания главного города). <...> Князь обещал населению его „любити и добра хотети", и народ сажал его на княжий „стол" в главной церкви города и не вмешивался в текущие дела управления, если князь был народу „люб". <...> Собственная дружина князя (его „гвардия") была невелика числом и недостаточна для ведения серьезной войны; для этого нужно было созвать народное ополчение, что было невозможно без согласия веча. <...> Теперь князьям не нужно было искать популярности в народе, они получали свою власть не по желанию или согласию веча, а по „ярлыкам" на княжение, которые им давал татарский хан. <...> 145 Порядок законодательства формулировала псковская „судная грамота": если ее следовало дополнить новой „строкой" (статьей), то „посадникам доложити господину Пскову на вече, да тоя строка написати. <...> Итак, землевладельцы были обязаны нести военную службу, а их крестьяне были обязаны своим трудом содержать военнослужилое сословие. <...> Уложение 1649 г. закрепило крестьян за своими господами, но они еще не стали их „холопами" или рабами; смешение этих двух классов произошло только в XVIII веке. <...> Что же касается свободного сельского и городского населения, то на него, помимо денежных платежей разного рода, было наложено „тягло" натуральных повинностей, в <...>