214 УДК 532.59:629.73 ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА ПРИ ВЗЛЕТЕ И ПОСАДКЕ НА НЕГО САМОЛЕТА А. В. <...> Погорелова, В. М. Козин∗, А. А. Матюшина∗∗ Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН, 681005 Комсомольск-на-Амуре, Россия ∗ Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, 681013 Комсомольск-на-Амуре, Россия ∗∗ Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 681000 Комсомольск-на-Амуре, Россия E-mails: milova@yandex.ru, kozinvictor@rambler.ru, amatiushina@gmail.com Рассматривается прямолинейное нестационарное движение самолета Ил-76ТД по ледяному покрову. <...> Ледяной покров моделируется изначально ненапряженной, однородной, изотропной упругой пластиной, нагрузка от самолета на ледяной покров с учетом подъемной силы крыла — областями распределенного давления переменной интенсивности, расположенными под шасси самолета. <...> Исследуется влияние толщины и модуля упругости ледяной пластины, режимов взлета и посадки самолета на напряженно-деформированное состояние ледяного покрова, используемого в качестве взлетно-посадочной полосы. <...> В ряде стран освоение полярных регионов является важной задачей, поэтому возникает потребность в создании воздушной навигации в этих труднодоступных районах. <...> Использование ледяного покрова в качестве взлетно-посадочных полос позволит сократить их объем. <...> При этом возникает проблема определения толщины и физикомеханических свойств ледяного покрова, гарантирующих сохранение его сплошности, т. е. безопасность взлета и посадки на него самолетов. <...> Следует отметить, что данная проблема близка к проблеме использования больших плавучих конструкций, в частности VLFS, в качестве взлетно-посадочных полос. <...> Среди большого количества теоретических исследований в этой области можно отметить работу [1], в которой изучалась упругая деформация VLFS, вызванная взлетом и посадкой самолета (Boeing 747-700 jumbo). <...> В [3] приведены результаты Погорелова А. В., Козин В. М <...>