30 УДК 532.526 ИНЖЕНЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛАМИНАРНО-ТУРБУЛЕНТНОГО ПЕРЕХОДА: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ (ОБЗОР) А. В. Бойко, С. В. Кириловский, А. А. Маслов, Т. В. Поплавская Институт теоретической и прикладной механики им. <...> С. А. Христиановича СО РАН, 630090 Новосибирск, Россия E-mails: boiko@itam.nsc.ru, kirilov@itam.nsc.ru, maslov@itam.nsc.ru, popla@itam.nsc.ru Выполнен анализ существующих методов определения ламинарно-турбулентного перехода (ЛТП), в том числе методов, используемых в газодинамических пакетах, с точки зрения точности моделирования ЛТП. <...> 56, N◦ 5 ВВЕДЕНИЕ Поскольку турбулизация течения оказывает существенное влияние на аэро- и гидродинамические характеристики обтекаемых объектов, представляет интерес исследование ламинарно-турбулентного перехода (ЛТП) в пограничных слоях, струях, следах, течениях жидкостей и газов в каналах и трубах. <...> Как известно, ни одна из существующих универсальных программ расчета нестационарных течений (ANSYS Fluent, ЛОГОС и т. д.) не рассчитывает ЛТП с помощью уравнений течения, поскольку подобные программы недостаточно точно воспроизводят эволюцию малых (по амплитуде и масштабам) возмущений в ламинарном сдвиговом течении, характерных для начальной стадии ЛТП. <...> Проблемы адекватного моделирования ЛТП сходны с проблемами адекватного моделирования турбулентности, но значительно менее изучены, несмотря на то что им посвящено большое количество исследований (см., например, работу [1] и библиографию к ней). <...> Поскольку ЛТП может происходить по различным сценариям в зависимости от перечисленных выше и других факторов, настройка соответствующей программы для решения новых задач требует проведения трудоемких и дорогостоящих экспериментов в аэродинамических и гидродинамических трубах и (или) натурных испытаний. <...> Альтернативой таким экспериментам служит оценка положения Работа выполнена при финансовой поддержке открытого акционерного общества “Авиадвигатель” (г. Пермь) (договор № 607-2014 от 24.02.14 г.). c Бойко А. В., Кириловский <...>