Исследования хронологии культуры кофун и классификация // Археологический журнал. <...> Статья принята редакцией 20.03.2015 УДК 904 Ю.А. ПЛОТНИКОВ ЕЩЕ РАЗ О СКИФСКОМ АРЕСЕ Юрий Анатольевич Плотников, ведущий специалист, Институт археологии и этнографии СО РАН 630090, Новосибирск, просп. <...> Лаврентьева, 17 e-mail: kimak1960@mail.ru Статья посвящена реконструкции фрагмента скифского эпоса на основе известного рассказа Геродота о божестве войны, почитаемом в виде древнего железного меча, который водружался поверх холма из хвороста (Herod., IV, 62). <...> По мнению автора, применение для возведения святилища столь необычного материала может быть оправдано только исключительно важным функциональным требованием – в ходе обряда жертвенник должен был сгорать. <...> Выдвигается гипотеза, что культ скифского божества – покровителя воинов имеет исток в почитании индоиранского бога грозы, в ритуале которого бронзовый клинок возносился к небу в пламени огромного костра. <...> В таком случае почитаемый протоскифами громовержец позднебронзовой эпохи предстает в качестве умирающего (исчезающего) и воскресающего (возвращающегося) бога. <...> Ключевые слова: Геродот, скифский Арес, акинак, бог грозы, нартовский эпос, Батрадз, Индра, Веретрагна, умирающий и воскресающий бог, скифский эпос. <...> Plotnikov, Leading Specialist, Institute of Archaeology and Ethnography of SB RAS 17 Akademician Lavrentiev Av., Novosibirsk, 630090 e-mail: kimak1960@mail.ru The task of reconstructing some Scythian epic storylines is diffi cult but not hopeless. <...> As an object for reconstruction the author has selected a famous story by Herodotus about Scythian Ares honored as an ancient iron sword put on the top of the pile of brushwood (Herodotus, IV, 62). <...> The Ossetian Tales of the Nart Batradz, who was considered inseparable from his sword, demonstrate the utmost similarity with the Herodotus story. <...> In this case, the thunder-bearer of Late Bronze Age, honored by the Scythians ancestors, appears as <...>