) Статья принята редакцией 14.12.2014 УДК 655.4/5:82(470) В.Г. ИВАНОВ КАНОН VS АНДЕГРАУНД: ОБ АЛГОРИТМЕ ПЕРЕМЕН В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ КНИГОИЗДАНИИ РОССИИ КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI в. <...> Восход, 15 e-mail:desnos8@yandex.ru Статья посвящена изменению традиционного канона современной русской литературы в его противостоянии с литературным андеграундом в издательском процессе 1980–2010 гг. <...> Литературное подполье и народное карнавальное искусство конца 1980-х гг. спустя 20 лет трансформируется в новый канон после смерти основных фигурантов литературного процесса того времени. <...> Так в тираж выходят посмертные публикации Я.С. Дягилевой, И.Ф. Летова и других лидеров и бунтарей того поколения. <...> Новое поколение поэтов и прозаиков скорее наследует традиции сибирского андеграунда и неподцензурной литературе самиздата СССР, чем нового постсоветского официоза. <...> В городах России (Тюмень, Иркутск, Новосибирск), где сформировались свои литературные школы, борьба «канонической» литературы и андеграунда происходит в зависимости от условий формирования среды и издательского процесса. <...> Так, Е.П. Гуревич и А.В. Зимин пишут об одном из фундаментальных принципов регуляции процесса чтения – создании канона: «Одним из основных инструментов “мягкого” контроля является “канон” – упорядоченный от имени авторитетной инстанции набор текстов, который императивно усваивается для получения соответствующей классификации в рамках наделенной полномочиями структуры либо усвоение которого необходимо для успешной социализации. <...> “Канон снизу” устанавливается, на что указывает уже само название, не политической властью, но властью харизматической, т. е. исходит он от “пророка” и “пророческой общины”. <...> Современный андеграунд, оставаясь ярким и многообразным явлением, создает свой низовой и карнавальный канон, который не представляет собой закрытую и устоявшуюся форму, а, напротив, способен к постоянной трансформации. <...> Ельцина, формируются коллегиальным <...>