№ 1 Е.Г. Грушевская КОНЦЕПЦИЯ МАСКИ В РУССКОМ И ИТАЛЬЯНСКОМ ТЕАТРЕ НАЧАЛА XX в. <...> В статье рассматривается концепция маски и ее реализация в русском и итальянском театре начала XX в. <...> Делается попытка проанализировать влияние различных театральных традиций на модернистские стратегии развития театра. <...> Проводится сравнение теорий и постановок ключевых русских и итальянских авторов, принадлежащих к различным художественным направлениям, что позволяет выявить специфику каждого направления, глубину и многозначность понятия маски. <...> Маска является одним из важнейших и древнейших элементов культуры. <...> Использование маски в театре характеризует уже древние прототеатральные ритуальные представления. <...> Маска, с одной стороны, служила средством игрового преображения актера, с другой стороны, воплощала надличностные, нечеловеческие образы и действовала как бы самостоятельно1. <...> Так, жрец, надевавший маску бога Диониса, отождествлялся в сознании массы с самим богом2. <...> В античном театре маска служила для характеристики персонажа, основным принципом ее создания была гиперболизация эмоции и воплощение монументального образа. <...> В Средние века маски оставались важным Грушевская Евгения Геннадьевна — преподаватель кафедры итальянского языка факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: xronop@mail.ru 1 См. <...> 72 элементом народных игр, гуляний и ряжений, использовались во время площадных карнавальных действ и для репрезентации символических персонажей, воплощавших абстрактные понятия. <...> Именно из карнавальных действ маски снова начали проникать на театральные подмости в комедии дель арте, театральном жанре, появившемся в Италии в XVI в. <...> Начиная с эпохи Просвещения в театре преобладает стремление к правдоподобию и естественности сценической картины, маски остаются атрибутами народных празднеств и площадных увеселений, но не используются в аристократическом театре. <...> Неожиданное возвращение <...>