Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.  / №4 2015

Идеи М.К. Мамардашвили и культурно-диалогическое понимание рефлексии (60,00 руб.)

0   0
Первый авторАникина
Страниц9
ID354529
АннотацияВ статье анализируются представления М.К. Мамардашвили о человеке и значении культуры в его становлении. Согласно этим представлениям, «природный человек» (биологическое существо) может стать человеком «бытийным» — сознательным, осмысленным, цельным. Бытие человека — это бодрствующее вертикальное состояние, которое необходимо постоянно удерживать — собирать. Одно из условий такой «сборки» — существование «культурных форм» как бытия, форм возможного человека. Очерчивание в статье областей соприкосновения взглядов М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского позволило акцентировать внимание на рефлексии как способе бытия и на слове как топосе, месте бытия. Вопрос о механизме «сборки» решается с опорой на понимание диалогической (М.М. Бахтин) природы рефлексии. Определяется понятие «рефлексивный текст» как культурная форма рефлексии.
Аникина, В.Г. Идеи М.К. Мамардашвили и культурно-диалогическое понимание рефлексии / В.Г. Аникина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. .— 2015 .— №4 .— С. 114-122 .— URL: https://rucont.ru/efd/354529 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МАМАРДАШВИЛИ И КУЛЬТУРНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ РЕФЛЕКСИИ В статье анализируются представления М.К. Мамардашвили о человеке и значении культуры в его становлении. <...> Согласно этим представлениям, «природный человек» (биологическое существо) может стать человеком «бытийным» — сознательным, осмысленным, цельным. <...> Бытие человека — это бодрствующее вертикальное состояние, которое необходимо постоянно удерживать — собирать. <...> Одно из условий такой «сборки» — существование «культурных форм» как бытия, форм возможного человека. <...> Очерчивание в статье областей соприкосновения взглядов М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского позволило акцентировать внимание на рефлексии как способе бытия и на слове как топосе, месте бытия. <...> Вопрос о механизме «сборки» решается с опорой на понимание диалогической (М.М. Бахтин) природы рефлексии. <...> Определяется понятие «рефлексивный текст» как культурная форма рефлексии. <...> С позиции культурно-исторической психологии понять феномен рефлексирующего человека — это значит понять то, как природный человек «встречается» с рефлексией, как он присваивает данную психическую активность, существующую и транслируемую в пространстве культуры. <...> Какое бы мы ни выбрали теоретическое основание для понимания и изучения рефлексии, мы неизбежно сталкиваемся с фундаментальными вопросами: «Существуют ли специфические — культурные — формы психического (в нашем случае рефлексии)? <...> » В рамках данной статьи мы представим те философскометодологические основания, которые позволяют нам искать ответы на поставленные вопросы. <...> Аникина Вероника Геннадьевна — канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития Академии социального управления (Москва). <...> Диалог с С.Л. Рубинштейном и Л.С. Выготским Осуществленный нами методологический анализ исследований рефлексии (Аникина, 2012) показал, что современная психология рефлексии нуждается в разработках философско-теоретических <...>