Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.  / №3 2015

Мистико-религиозные состояния сознания в исихазме: влияние на их характеристики целей и техник религиозной практики (60,00 руб.)

0   0
Первый авторСоленов
АвторыГордеева О.В.
Страниц19
ID354519
АннотацияНа основе психологического анализа христианских текстов традиции исихазма выявляются виды измененных состояний сознания (ИСС), возникающие в данной религиозной практике (благодатные и состояния прелести), и характерные для них изменения психики и появление соответствующих феноменов. В работе рассматриваются возможности культурнодеятельностного подхода в выявлении влияния культурных и социальных факторов на ИСС (в том числе и возникающие в религиозной практике) и в изучении механизмов данного влияния. Мистико-религиозное состояние рассматривается как функциональный орган, обеспечивающий реализацию целей и задач религиозной деятельности аскета. Доказывается, что религиозная картина мира, а также цели религиозной практики и существующие в этой практике техники индукции мистико-религиозных состояний сознания определяют характеристики данных состояний и их феноменологию.
Соленов, И.В. Мистико-религиозные состояния сознания в исихазме: влияние на их характеристики целей и техник религиозной практики / И.В. Соленов, О.В. Гордеева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. .— 2015 .— №3 .— С. 74-92 .— URL: https://rucont.ru/efd/354519 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 3 И. В. Соленов, О. В. Гордеева МИСТИКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ В ИСИХАЗМЕ: ВЛИЯНИЕ НА ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦЕЛЕЙ И ТЕХНИК РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКИ На основе психологического анализа христианских текстов традиции исихазма выявляются виды измененных состояний сознания (ИСС), возникающие в данной религиозной практике (благодатные и состояния прелести), и характерные для них изменения психики и появление соответствующих феноменов. <...> Доказывается, что религиозная картина мира, а также цели религиозной практики и существующие в этой практике техники индукции мистико-религиозных состояний сознания определяют характеристики данных состояний и их феноменологию. <...> Ключевые слова: культурно-деятельностный подход, измененные состояния сознания (ИСС), исихазм, молитва, благодатное состояние, способы индукции ИСС, феноменология ИСС. <...> Мистико-религиозные состояния сознания (МРСС) уже более века привлекают внимание психологов начиная с У. <...> Религию мы определяем как особую форму познания мира, которая основывается на вере в сверхъестественное, включает в себя комплекс верований и представлений (религиозную картину мира), а также предполагает определенную религиозную практику (поведение, обряды, культовые действия), следование определенным нормам и объединение людей в организации. <...> В религиозную картину (концепцию, образ) мира (РКМ) входят представления о Боге, об устройстве Вселенной и месте человека в ней, о должном в отношении человека (концепция его духовнонравственного совершенствования), о целях религиозной практики и способах их достижения. <...> Функции религии реализуются в религиозной практике — целенаправленной деятельности, осуществляемой верующими как индивидуально, так и коллективно для достижения целей, определяемых РКМ. <...> Религиозная практика включает в себя комплекс конкретных техник, приемов, направленных на овладение собственной психикой. <...> Средствами достижения этой цели могут выступать <...>