№3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ В КОНТЕКСТЕ ПОНИМАНИЯ И УСВОЕНИЯ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ Д.Н. <...> Кожевников (лаборатория проектирования учебного оборудования ФГНУ ИСМО РАО; email: rao721@ya.ru) В статье изучаются особенности реализации модельных представ лений (в частности наглядных моделей) в современных условиях со здания и использования междисциплинарных или мультидисципли нарных комплексов средств обучения. <...> В качестве примера применения модельных представле ний в обучении (в условиях создания и использования междисцип линарных комплексов средств обучения) рассмотрено практическое использование комплекса моделей, включающего кольцегранные мо дели атомов и молекул в курсе “Строение вещества”. <...> Сделан вывод о возможности формирования меж и мультидисциплинарного харак тера средств обучения только при полном использовании дидактиче ского инструментария средств моделирования и всего арсенала учебных средств наглядности, что на практике реализует подход полимодель ных интерпретаций для усвоения категории сложности. <...> Ключевые слова: учебная модель,комплекс моделей,категория слож ности, междисциплинарный комплекс средств обучения, модельный экс перимент, образмодель, мультидисциплинарный комплекс, когнитивные технологии, полимодельные интерпретации. <...> Сложность как от дельная категория связана с пониманием сложности мира и его коммуникативными процессами, которые являются непосредст венным объектом школьного образования. <...> Освоение сложности требует знания специфики отношений между “фундаментальным 21 и прикладным, между философской методологией и современ ными технологиями”, методами и формами познания, стратегии осмысления нелинейной “коммуникативной взаимосвязи слож ностности и простоты” [1: 11]. <...> Слож ностью оперируют, она становится общей чертой и принципом. <...> Сложность как философская категория стала не только новыммногограннымпонятием <...>