Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 8. История.  / №4 2015

РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВЕТСКОМ КАВКАЗОВЕДЕНИИ (на примере Армении и Нагорного Карабаха) (60,00 руб.)

0   0
Первый авторБагдасарян
Страниц13
ID353285
АннотацияСтатья посвящена анализу основных подходов к исследованиям религии в советском кавказоведении, а также ключевых понятий, которыми руководствовались исследователи. В качестве примера более детально рассмотрены работы, посвященные Армении и Нагорному Карабаху.
Багдасарян, А.А. РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВЕТСКОМ КАВКАЗОВЕДЕНИИ (на примере Армении и Нагорного Карабаха) / А.А. Багдасарян // Вестник Московского университета. Серия 8. История. .— 2015 .— №4 .— С. 61-73 .— URL: https://rucont.ru/efd/353285 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 А.А. Багдасарян (аспирантка кафедры этнологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВЕТСКОМ КАВКАЗОВЕДЕНИИ (на примере Армении и Нагорного Карабаха) Статья посвящена анализу основных подходов к исследованиям религии в советском кавказоведении, а также ключевых понятий, которыми руководствовались исследователи. <...> * * * Изучение к религии в виде традиционных верований и культов, «пережитков» древних, дохристианских или доисламских, преставлений был характерной чертой советского кавказоведения и занимало главенствующее положение в исследованиях духовной культуры народов Кавказа1. <...> Классики отечественной этнографии «привили» своим преемникам интерес именно к традиционным верованиям — следам тотемизма, шаманизма, веры в духов, почитания природных сил, святилищ и т.п. <...> По замечанию М.М. Шахнович, «влияние вульгарно-социологических воззрений в общественных науках сильно сказалось на религиоведческих исследованиях, прежде всего, двадцатых-тридцатых годов. <...> В большинстве исследований, изданных в СССР, господствовала точка зрения, что религия в обществе зависит от интересов определенных социальных групп и классов и связана с их политической и идейной борьбой»3. <...> Эта особенность отразилась и в работах по кавказоведению, авторы которых связывали утверждение христианства или ислама с интересами феодальной верхушки и, впоследствии, духовенства4. <...> Согласно определению В.Р. Кабо, предметом именно этнографического религиоведения должны быть ранние формы религии и религии доклассовых обществ, религию же классовых обществ «оно изучает как часть народной культуры, его интересуют, в частности, традиционные, восходящие к ранним этапам общественного развития верования и культы»6. <...> Кампании по антирелигиозной пропаганде, в особенности в довоенный период, стали стимулом для масштабных религиоведческих исследований на обширном полевом материале <...>