Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 8. История.  / №2 2015

ВОСПОМИНАНИЯ ИНСТИТУТОК XIX — НАЧАЛА XX в. КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК (60,00 руб.)

0   0
Первый авторПономарёва
Страниц16
ID353265
АннотацияНеобходимым источником по истории женского образования в России являются многочисленные воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц о годах их учения. Очевидно при этом, что восприятие мемуаристом действительности субъективно, оно опосредовано его индивидуальностью и личным опытом. Попытки воссоздания прошлого Мариинских институтов, основанные на узком круге мемуаров, без обращения к биографиям авторов, поверки одних воспоминаний другими, изучения иных видов источников, могут привести (и нередко приводят) к ошибкам и искажениям, а также к повторению давно сложившихся в историографии стереотипов.
Пономарёва, В.В. ВОСПОМИНАНИЯ ИНСТИТУТОК XIX — НАЧАЛА XX в. КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / В.В. Пономарёва // Вестник Московского университета. Серия 8. История. .— 2015 .— №2 .— С. 54-69 .— URL: https://rucont.ru/efd/353265 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 2 В.В. Пономарёва (кандидат ист. наук, ст. науч. сотрудник Лаборатории истории культуры исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ВОСПОМИНАНИЯ ИНСТИТУТОК XIX — НАЧАЛА XX в. <...> КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК Необходимым источником по истории женского образования в России являются многочисленные воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц о годах их учения. <...> Попытки воссоздания прошлого Мариинских институтов, основанные на узком круге мемуаров, без обращения к биографиям авторов, поверки одних воспоминаний другими, изучения иных видов источников, могут привести (и нередко приводят) к ошибкам и искажениям, а также к повторению давно сложившихся в историографии стереотипов. <...> * * * Записки воспитанниц институтов Ведомства учреждений императрицы Марии занимают особое место среди русских женских воспоминаний XIX — начала ХХ в. <...> Мы знаем немало записок гимназисток, епархиалок, курсисток, — но годы учения в их мемуарах, как правило, являются лишь частью рассказа о своей жизни, тогда как институтки оставили воспоминания, посвященные именно годам пребывания в своем учебном заведении. <...> С одной стороны, определенной частью общества институты воспринимались критически, с другой — укорененные в русской жизни и одобренные семьей, они подтверждали свою востребованность постоянным ростом числа воспитанниц. <...> Сейчас известно более сорока публикаций женских мемуаров, которые посвящены годам обучения в институтах Мариинского ведомства, кроме того, в других воспоминания об институтских годах являются частью повествования. <...> Мариинские женские институты на протяжении более чем столетия являлись неотъемлемой частью русской дворянской культуры. <...> Не случайно Мариинские институты подверглись серьезной критике в эпоху Великих реформ, когда российское общество пересматривало многое из своего опыта и искало новые пути развития. <...> Решение «женского вопроса», остро стоявшего в эти годы, проходило с немалыми <...>