№ 3 ЭТИКА А.Г. Гаджикурбанов* ОБРАЗ МУДРЕЦА В ЭТИКЕ СПИНОЗЫ Моральное учение Спинозы рисует разные типы морально совершенной личности. <...> Другой характеризует мудреца как свободного человека, который наделен интеллектуальными добродетелями и способен преодолевать аффекты. <...> The image of the sage in Spinoza’s ethics Moral teachings of Spinoza take the different types of morally perfect persons. <...> Key words: wisdom, Spinoza’s Ethics, moral perfection, sage, joy of life, virtue, free man, intellect, affects. <...> Абсолютизация этой умозрительной стороны древней мудрости, отвлеченной от жизненной практики, уже в древние времена приводила к серьезному искажению самой идеи мудрости как полноты познания мира, к одностороннему восприятию ее как абстрактной и сухой дисциплины разума. <...> О такого рода трансформации первоначального смысла мудрости говорится в книге Г.Г. Майорова «Философия как искание абсолюта: Опыты теоретические и исторические». <...> Автор книги полагает, что пифагорейское, развитое Сократом и Платоном понимание философии как любви к мудрости («любомудрие»), соединяющей в себе высшее знание с внутренним стремлением субъекта к постижению высшей истины, превосходящей границы человеческого ума, заменяется у Аристотеля представлением о «первой философии» как метафизике, науке об абстрактном бытии, лишенной нравственного содержания [Г.Г. Майоров, 2004, с. <...> Он подчеркивает, что теоретическое созерцание («философский дискурс»), с которым чаще всего даже в наше время связано представление о мудрости, еще в те далекие времена опиралось на определенный образ жизни, или способ существования мыслящего субъекта, т.е. его жизнен2 В этом отношении к образу мудреца (sophos) приближается его антипод — софист (sophistes), который также может представлять мудреца, правда, часто в аспекте «изобретательности, практической ловкости, хитрости» [Античная философия, 2008, с. <...> Два порядка природы и два способа познания универсума у Спинозы Спиноза выделяет два типа отношений познающего субъекта к миру. <...> В первом случае человек воспринимает <...>