Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №3 2015

ОБРАЗ МУДРЕЦА В ЭТИКЕ СПИНОЗЫ (60,00 руб.)

0   0
Первый авторГаджикурбанов
Страниц18
ID353253
АннотацияМоральное учение Спинозы рисует разные типы морально совершенной личности. Один из них представляет мудреца как своеобразного гедониста, воспринимающего жизнь как праздник. Другой характеризует мудреца как свободного человека, который наделен интеллектуальными добродетелями и способен преодолевать аффекты.
Гаджикурбанов, А.Г. ОБРАЗ МУДРЕЦА В ЭТИКЕ СПИНОЗЫ / А.Г. Гаджикурбанов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2015 .— №3 .— С. 101-118 .— URL: https://rucont.ru/efd/353253 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 3 ЭТИКА А.Г. Гаджикурбанов* ОБРАЗ МУДРЕЦА В ЭТИКЕ СПИНОЗЫ Моральное учение Спинозы рисует разные типы морально совершенной личности. <...> Другой характеризует мудреца как свободного человека, который наделен интеллектуальными добродетелями и способен преодолевать аффекты. <...> The image of the sage in Spinoza’s ethics Moral teachings of Spinoza take the different types of morally perfect persons. <...> Key words: wisdom, Spinoza’s Ethics, moral perfection, sage, joy of life, virtue, free man, intellect, affects. <...> Абсолютизация этой умозрительной стороны древней мудрости, отвлеченной от жизненной практики, уже в древние времена приводила к серьезному искажению самой идеи мудрости как полноты познания мира, к одностороннему восприятию ее как абстрактной и сухой дисциплины разума. <...> О такого рода трансформации первоначального смысла мудрости говорится в книге Г.Г. Майорова «Философия как искание абсолюта: Опыты теоретические и исторические». <...> Автор книги полагает, что пифагорейское, развитое Сократом и Платоном понимание философии как любви к мудрости («любомудрие»), соединяющей в себе высшее знание с внутренним стремлением субъекта к постижению высшей истины, превосходящей границы человеческого ума, заменяется у Аристотеля представлением о «первой философии» как метафизике, науке об абстрактном бытии, лишенной нравственного содержания [Г.Г. Майоров, 2004, с. <...> Он подчеркивает, что теоретическое созерцание («философский дискурс»), с которым чаще всего даже в наше время связано представление о мудрости, еще в те далекие времена опиралось на определенный образ жизни, или способ существования мыслящего субъекта, т.е. его жизнен2 В этом отношении к образу мудреца (sophos) приближается его антипод — софист (sophistes), который также может представлять мудреца, правда, часто в аспекте «изобретательности, практической ловкости, хитрости» [Античная философия, 2008, с. <...> Два порядка природы и два способа познания универсума у Спинозы Спиноза выделяет два типа отношений познающего субъекта к миру. <...> В первом случае человек воспринимает <...>