№ 3 А.С. Никифорова* ИДЕЯ СИНТЕЗА ИСКУССТВ В КУЛЬТУРЕ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА (ОТ И.Г. ГЕРДЕРА ДО Р. <...> ВАГНЕРА) В статье рассматривается развитие идеи синтеза искусств в культуре немецкого романтизма. <...> Особое внимание уделяется новым взглядам на природу мифа и роль художественного творчества. <...> Вагнера можно считать проектом художественного синтеза, о котором мечтали романтики. <...> Картина развития современного искусства показывает, какое большое значение приобретает в наши дни идея синтеза искусств. <...> Так, спектакль «Кристина» в постановке театра «Шаубюне» (Берлин), получивший премию «Золотая Маска» в номинации «Лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2012 году», выходит за рамки театрального языка и вторгается в область кинематографа. <...> Все они свидетельствуют, что процесс взаимодействия между различными видами творчества становится одним из главных путей развития искусства. <...> Известный исследователь романтизма Н.Я. Берковский писал: «Романтизм складывался как целая культура, многообразно разработанная, и именно в этом был подобен своим предшественникам — Ренессансу, классицизму, Просвещенью» [Н.Я. Берковский, 1973, с. <...> Представлявший изначально литературное явление, романтизм в итоге составил целую культурную эпоху, со своим мировоззрением и эстетикой. <...> Романтическая эпоха была временем активного развития и расцвета литературы, живописи, музыки и театра. <...> Настроение романтиков постоянно колеблется между радостью и печалью, воодушевлением и разочарованием, энтузиазмом и «мировой скорбью». <...> Романтики редко облекают свои высказывания в форму научных трактатов. <...> Шлегель отмечал в нем такие важнейшие, с его точки зрения, черты, как стремление к правде («зеркало всего окружающего мира, картина эпохи»), творческая свобода, универсальность в охвате жизни. <...> Шлегель 69 рассматривает романтическое искусство в первую очередь через противопоставление его античному — как всякое искусство, созданное на народных <...>