Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №3 2015

КОСМОГОНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА (60,00 руб.)

0   0
Первый авторБаландин
Страниц11
ID353249
АннотацияВ статье рассматриваются космогонические концепции знаменитого поэта и переводчика, теоретика символизма В.И. Иванова (1866–1949) и утверждается, что на протяжении большей части жизни мыслитель отдавал предпочтение пантеизму, но по мере усвоения доктрин христианства все более удалялся от пантеизма вплоть до решительного отвержения этого учения.
Баландин, Д.В. КОСМОГОНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА / Д.В. Баландин // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2015 .— №3 .— С. 48-58 .— URL: https://rucont.ru/efd/353249 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 3 Д.В. Баландин* КОСМОГОНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА В статье рассматриваются космогонические концепции знаменитого поэта и переводчика, теоретика символизма В.И. Иванова (1866–1949) и утверждается, что на протяжении большей части жизни мыслитель отдавал предпочтение пантеизму, но по мере усвоения доктрин христианства все более удалялся от пантеизма вплоть до решительного отвержения этого учения. <...> : +7 (927) 275-27-53; e-mail: makarovka1@yandex.ru 1 Под термином «пантеизм» мы понимаем философское учение, объединяющее Творца и созданный им мир в единое одухотворенное целое на основе общей природы. <...> Основная особенность учения — отрицание сущностного различия между Богом и миром. <...> Совместить пантеизм с христианством пытались многие мыслители, например, Мейстер Экхарт, Иоанн Скотт Эриугена, Николай Кузанский, Джордано Бруно. <...> Одним из последователей знаменитого русского философа являлся поэт и переводчик, филолог, выдающийся представитель русского символизма В.И. Иванов (1866–1949)3. <...> Иванов создал стройную систему миропонимания и мировоззрения, которая именуется дионисийством, реже, «реалистическим символизмом»: антропология в ней связывается с гносеологией, софиологией, космологией и концепцией органического всеединства, все вместе разрешается эсхатологией. <...> В данной статье мы рассмотрим космогонические концепции Вяч. <...> Таким образом, Бог и феноменальный мир получаются взаимозаменяемыми терминами, что позволяет рассматривать универсум как некий единый организм. <...> Ивановым как Дионис, мир умопостигаемый — как Аполлон, соединены они между собой, по мнению поэта, неслитно и нераздельно [cм. <...> Учение об исхождении божества вовне и последующем возврате восходит к трудам неоплатоника Прокла Диадоха. <...> Попутно укажем, что мыслитель в своей синтетической деятельности не упускал из виду и концепцию созидания феноменального мира как упорядочивания хаоса — колыбели сущего: «С моей свободой не сойду К сему предчувствию <...>