Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №2 2015

ИССЛЕДОВАНИЯ БУДДИЙСКОЙ ПРАМАНАВАДЫ В РОССИИ (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКанаева
Страниц18
ID353240
АннотацияСтатья посвящена анализу важной области буддологии — исследованиям буддийской эпистемологии и логики. Представлены результаты работы буддологов из Московской, Санкт-Петербургской и Бурятской школ — их публикации, инновации и используемая методология.
Канаева, Н.А. ИССЛЕДОВАНИЯ БУДДИЙСКОЙ ПРАМАНАВАДЫ В РОССИИ / Н.А. Канаева // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2015 .— №2 .— С. 46-63 .— URL: https://rucont.ru/efd/353240 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 2 Н.А. Канаева* ИССЛЕДОВАНИЯ БУДДИЙСКОЙ ПРАМАНАВАДЫ В РОССИИ** Статья посвящена анализу важной области буддологии — исследованиям буддийской эпистемологии и логики. <...> Представлены результаты работы буддологов из Московской, Санкт-Петербургской и Бурятской школ — их публикации, инновации и используемая методология. <...> The Researches of Buddhist pramāṇa-vāda in Russia The outline is the continuation of analysis of important areas of Buddhist studies — Buddhist epistemology and logic. <...> Key words: Buddhist epistemology, Buddhist logic, pramāṇa-vāda, history of Buddhology, Russian Buddhology. <...> Обзор состояния исследований буддийской эпистемологии и логики в Европе, который был представлен в журнале «Восток/ Oriens» [Н.А. Канаева, 2015], только затронул тему исследований такого рода в России. <...> Хотя достижения российских буддологов здесь не так внушительны, как достижения европейских ученых, они все же есть и должны быть рассмотрены. <...> Напомним, что в Индии с III–IV вв. синкретическая теория эпистемологии и логики называлась «ньяяшастра» (nyāyaśāstra, «наука о методах» [в самом широком смысле: методах познания, рационального рассуждения и т.д.]), с XIII в. — праманавада, праманашастра и праманавидья (pramāṇavāda, pramāṇaśāstra, pramāṇavidyā — «наука об инструментах получения достоверного знания»). <...> Наряду с перечисленными в буддийских текстах V–VI вв. для ее обозначения использовались появившиеся ранее названия теории дебатов, ставшей к этому времени разделом праманавады — хетувидья, ваданьяя, тарканьяя, таркашастра, таркавидья, вадавидья (hetuvidyā — букв. «наука об основаниях», vādanyāya — «правила рассуждения», tarkanyāya — * Канаева Наталия Алексеевна — кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии факультета философии НИУ-ВШЭ, тел. <...> Исследования праманавады в России были начаты в СанктПетербурге Федором Ипполитовичем Щербатским (1866–1942), который был учеником основателя русской буддологической школы Ивана Павловича Минаева (1840–1890). <...> Материалами для ее исследования стали его собственные переводы текстов с санскрита и тибетского языков <...>