Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Художественная культура XX века (теоретическая история) (200,00 руб.)

0   0
Первый авторБорев Ю. Б.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц496
ID352782
АннотацияАвтор рассматривает художественную культуру ХХ в. в свете теоретического определения: художественное направление — инвариант художественной концепции мира и личности. Различаются два русла развития искусства — реалистическое и авангардистское, в каждом из которых возникали свои направления. Трактовка наиболее репрезентативных произведений разных видов искусства позволяет охарактеризовать интеллектуальный, психологический, социалистический, магический реализм и направления внутри авангарда — символизм, модерн, футуризм, конструктивизм, кубизм и другие направления и стили. Так, например, концепция гиперреализма: «живая система в жестоком и грубом мире», а хеппенинга — «своевольная личность в хаотическом мире случайных событий» и т.д.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов и преподавателей вузов, для всех интересующихся историей и теорией культуры.
ISBN978-5-238-01214-8
УДК[008:94](100)(075.8)"19"
ББК85я73-1
Борев, Ю.Б. Художественная культура XX века (теоретическая история) = Art Culture of the 20th Century : учебник / Ю.Б. Борев .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 496 с. : ил. — (Cogito ergo sum) .— ISBN 978-5-238-01214-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/352782 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

. ISBN 978-5-238-01214-8 Агентство CIP РГБ Автор рассматривает художественную культуру ХХ в. в свете теоретического определения: художественное направление — инвариант художественной концепции мира и личности. <...> Трактовка наиболее репрезентативных произведений разных видов искусства позволяет охарактеризовать интеллектуальный, психологический, социалистический, магический реализм и направления внутри авангарда — символизм, модерн, футуризм, конструктивизм, кубизм и другие направления и стили. <...> Художественное направлениеинвариант художественной концепции и ключ к пониманию художественного процесса В середине ХIХ в. в художественном развитии человечества начинается новый этап — это развитие убыстряется и его прежде единое русло разделяется на два потока, в одном из которых сосредоточиваются реалистические, в другом — авангардистские художественные направления. <...> Взаимодействие внешних (социальных) и внутренних (художественные традиции, художественный мыслительный материал) факторов и формирует художественный процесс. <...> Мир — процесс, искусство — художественный процесс, в котором преломляются изменения реальности. <...> Важнейшая категория эстетики, помогающая понять художественный процесс, его исторические этапы и звенья, обобщенно описывающая его — художественное направление. <...> Эталонный образец направления — его классическая национальная форма (итальянское Возрождение, французский классицизм, немецкий романтизм, русский критический реализм). <...> Направление может касаться лишь одного вида искусства (литература «потока сознания» или музыкальный пуантилизм, или абстракционизм в живописи), может выявлять общность ряда видов искусств (неореализм — в кино и в литературе), может очерчивать историческую общность всех или большинства искусств (романтизм или сюрреализм, например). <...> А поскольку художественная реальность и художественная концепция определяют характер восприятия произведения <...>
Художественная_культура_XX_века_(теоретическая_история)._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Cogito_ergo_sum).pdf
УДК [008:94](100)(075.8)"19" ББК 85ÿ73-1 Á82 Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Н.Д. Эриашвили Борев, Юрий Борисович. Б82 Художественная культура XX века (теоретическая история): учебник для студентов вузов / Þ.Á. Áîðåâ. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 495 ñ. — (Ñåðèÿ «Cogito ergo sum»). ISBN 978-5-238-01214-8 Агентство CIP РГБ Автор рассматривает художественную культуру ХХ в. в свете теоретического определения: художественное направление — инвариант художественной концепции мира и личности. Различаются два русла развития искусства — реалистическое и авангардистское, в каждом из которых возникали свои направления. Трактовка наиболее репрезентативных произведений разных видов искусства позволяет охарактеризовать интеллектуальный, психологический, социалистический, магический реализм и направления внутри авангарда — символизм, модерн, футуризм, конструктивизм, кубизм и другие направления и стили. Так, например, концепция гиперреализма: «живая система в жестоком и грубом мире», а хеппенинга — «своевольная личность в хаотическом мире случайных событий» и т.д. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, для всех интересующихся историей и теорией культуры. ББК 85ÿ73-1 ISBN 978-5-238-01214-8 © Þ.Á. Áîðåâ, 2007 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2007 Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2007
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Единство прерывного и непрерывного в художественном процессе Русло протекания художественного процесса Историческая ситуация и развитие литературы XX в. 5 Художественное направление — инвариант художественной концепции и ключ к пониманию художественного процесса 8 Историческое членение (периодизация) художественного процесса 13 Авангардизм и реализм Авангардизм Мир враждебен личности. Поиски смысла бытия Предмодернизм Свобода и наслаждение Особенности предмодернизма как художественного движения 20 Натурализм 20 Импрессионизм 31 Постимпрессионизм 55 Парнасцианизм 64 Прерафаэлитизм 66 Эклектизм 81 Модернизм Убыстрение истории и усиление ее давления на человека 94 Особенности модернизма как художественного движения 94 Модерн 98 Символизм 110 Акмеизм 136 Футуризм 144 Литература внутреннего монолога 158 Примитивизм 169 Фовизм 173 Кубизм 174 Абстракционизм 178 Супрематизм 182 Лучизм 185 Имажизм (èìàæèíèçì) 187 Японское искусство периода модернизма 189 Неомодернизм Человек не выдерживает давления мира и становится неочеловеком 190 Особенности неомодернизма как художественного движения 190 Дадаизм 190 Сюрреализм 196 ОБЭРИУ 210 Экспрессионизм 222 Конструктивизм 242 Неофутуризм 255 Неоабстракционизм 256 19 20 Утраченные иллюзии, теплящиеся надежды Особенности стадии утраченных иллюзий 16 Особенности авангардизма 17 5 5 15
Стр.495
495 Литература «потока сознания» 259 Экзистенциализм 262 Японское искусство периода неомодернизма 272 Постмодернизм Человек не выдерживает давления мира и становится постчеловеком 273 Ïîï-àðò 276 Гиперреализм 301 Фотореализм 307 Сонористика 311 Музыкальный пуантилизм 312 Алеаторика 313 Хеппенинг 315 Саморазрушающееся искусство 321 Ñîö-àðò 322 Концептуализм 326 Хай-тек 342 Японское искусство периода постмодернизма 345 Реализм Мир несовершенен, человек страдает, несет потери, но выстоит Проблемы реализма 348 Традиционный реализм Поиски выхода из несовершенства социального бытия Традиционный (êðèòè÷åñêèé) реализм в XX â. 352 Критический реализм ХIХ в. 352 Социалистический реализм 381 Крестьянский реализм 421 Эмигрантская литература 425 Модернизированный реализм Поиск путей очеловечения мира Неореализм 433 Магический реализм 433 Психологический реализм 439 Интеллектуальный реализм 450 Вместо заключения 461 Художественное сознание XX века 461 Особенности художественного творчества в ХХ в. 461 Особенности художественного процесса в ХХ в. 466 Глобализация как исторический процесс 469 Идеалы и смыслы бытия человека и человечества 474 Россия строит «прекрасное» прошлое человечества, в котором живут «цивилизованные народы» 479 Продолжить поиск парадигмы 482 Литература 484 433 348 347
Стр.496