Б28 Социология образования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / В.К. Батурин. <...> . ISBN 978-5-238-02143-0 Агентство CIP РГБ Представлен широкий спектр современной проблематики социологии образования — от теоретико-методологического анализа институционально-ценностной природы и сущности образования до практически значимых вопросов развития и модернизации социального образования в современной России. <...> © Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2011 Введение Учебный курс «Социология образования» входит в учебный план в качестве обязательной дисциплины для студентов по специальности 521200 «Социология». <...> Сразу следует отметить, что в настоящем пособии предлагается принципиально новое содержание понятия «социальное образование», под которым следует, на наш взгляд, понимать совокупный образовательный процесс и его результат, который осуществляется всеми системно-структурными составляющими социума в отношении всего его состава. <...> Иначе говоря, социальное образование — это принципиально целостный, синергетический по своему сущностному смыслу социальный феномен, порождаемый существованием и активностью социума во всех его проявлениях и в отношении всех и каждого члена этого общества. <...> Онтология социального образования по своему разнообразию и объему совпадает с разнообразием и объемом самого социума — Народа. <...> Социальное образование принципиально отличается от образования (формального образования), под которым, как известно, понимается деятельность и результаты особого, отдельного социального института образования как некой отраслевой системы учебных учреждений разного уровня и назначения, которая осуществляет свои образовательные практики в отношении, прежде всего и главным образом, к подрастающему поколению. <...> Различение двух этих модусов образования в социологии образования, на наш взгляд, принципиально важно и значимо. <...> Образование (формальное <...>
Социология_образования._Учеб._пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки._(Серия_Magister)..pdf
УДК [316.74:37](075.8)
ББК 60.561.9ÿ73-1
Á28
Рецензенты:
доктор физико-математических наук В.Н. Савченко
(профессор Тихоокеанского государственного экономического университета)
доктор физико-математических наук В.П. Смагин
(зав. научно-исследовательской лабораторией
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса)
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Батурин, Владимир Кириллович.
Á28
Социология образования: учеб. пособие для студентов
вузов, обучающихся по направлению и специальности
«Социальная ðàáîòà» / Â.Ê. Áàòóðèí. — Ì.: ЮНИТИДАНА,
— 191 ñ. — (Ñåðèÿ «Magister»).
ISBN 978-5-238-02143-0
Агентство CIP РГБ
Представлен широкий спектр современной проблематики социологии
образования — от теоретико-методологического анализа
институционально-ценностной природы и сущности образования
до практически значимых вопросов развития и модернизации
социального образования в современной России. Особый акцент
сделан на выявлении устойчивых закономерностей развития социологии
образования, образования как важнейшего социального института.
Учебный материал систематизирован в форме общей целостной
институционально-аксиологической модели социологии
образования в современной России, основанной на системном учете
экономических, социологических, аксиологических,
национальнокультурных
и идеологических аспектов развития российского образования.
Для студентов и преподавателей вузов, социальных работников,
управленцев и практических работников системы образования.
ББК 60.561.9ÿ73-1
ISBN 978-5-238-02143-0
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2011
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.). Воспроизведение всей книги или
какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в
интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2011
Стр.3
Оглавление
Введение
Глава 1. Образование как социальный институт
1.1. Социальный институт. Социальные функции и дисфункции.
Институционально-ценностная онтология социума
1.2. Методологический анализ функционального
и дисфункционального начал
в современном Российском образовании
Глава 2. Социология образования: краткий обзор
основных идей и положений
2.1. Социум и социология образования в ранних социологических
представлениях (до возникновения социологии)
3
9
9
30
50
51
2.2 . Краткий исторический обзор идей социологии образования 62
2.3. Методологический анализ основ современной социологии
и социология образования
73
Глава 3. Аксиология социологии образования:
обзор основополагающих идей
3.1. Основные цели человеческого существования
3.2. Основные ценности человеческого существования
и социальное образование
3.3. Аксиология социального образования как парадигма
его исторического развития
Глава 4. Национально-культурные и идеологические
начала социологии образования в России
4.1. Русский мир в контексте русской философии и науки:
анализ прошлого и настоящего, стратегия будущего
для социального образования
4.2. Общие ориентиры институционально-ценностных начал
социологии образования для современной России
Заключение
Библиографический список
85
85
95
114
158
158
168
184
186
Стр.192