С86 Отечественная журналистика новейшего периода: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» / Д.Л. Стровский. <...> Особое внимание уделяется становлению, развитию системы СМИ, а также особенностям взаимодействия власти, общества и СМИ в различные исторические периоды — нэп, периоды сталинского правления, хрущевской оттепели, горбачевской перестройки. <...> © Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2011 Исследователи отечественных СМИ сегодня сталкиваются с рядом проблем, связанных с изучением медиадеятельности. <...> Это неизбежно ставит вопрос: как исследовать особенности развития отечественных СМИ за время их более чем 300-летней эволюции? <...> Совокупность этих изменений в конечном итоге позволяет обнаружить особенности эволюции отечественных СМИ и дает возможность представить оптимальный путь развития журналистского процесса в настоящем и будущем. <...> Готовность самого общества принять перемены обусловливалась традицией существования авторитарного характера политической власти, наложившего отпечаток на развитие СМИ, и поддержкой большевиками сложившихся приоритетов духовной культуры народа. <...> Коллективистские подходы с самого начала закладывались в организационную структуру и тематическое своеобразие советских СМИ. <...> Поэтому его содержание включало в себя материалы не только сотрудников редакции, но и нештатных корреспондентов — рабселькоров. <...> Следует подчеркнуть, что отечественные СМИ после 1917 г. впитали в себя духовные и политические традиции, присущие нашему обществу на протяжении длительного исторического времени, но при этом развили их в соответствии с политическими требованиями дня. <...> С одной стороны, большевики разрушили существовавшую до пролетарской революции систему прессы, а с другой — сформировали уникальную в мировой информационной практике систему отечественных СМИ. <...> 1 1917 <...>
Отечественная_журналистика_новейшего_периода._Учебное_пособие._Гриф_УМО._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Медиаобразование)..pdf
УДК 070(470+571)(091)(075.8)
ББК 76.01(2Ðîñ)ÿ73-1
Ñ86
Рецензент ы:
кафедра телерадиожурналистики факультета журналистики
Томского государственного университета
(зав. кафедрой кандидат филологических наук, доцент Ю.М. Ершов)
доктор политических наук, профессор Г.С. Мельник
(профессор кафедры периодической печати
Санкт-Петербургского государственного университета)
Научный редактор:
доктор филологических наук, профессор М.М. Ковалева
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Стровский, Дмитрий Леонидович.
С86 Отечественная журналистика новейшего периода: учеб.
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности
«Æóðíàëèñòèêà» / Ä.Ë. Стровский. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ,
— 359 ñ. — (Ñåðèÿ «Ìåäèàîáðàçîâàíèå»).
2015.
ISBN 978-5-238-02115-7
Агентство CIP РГБ
Рассматривается эволюция средств массовой информации в России
с момента провозглашения советской власти и по сегодняшний день.
Особое внимание уделяется становлению, развитию системы СМИ, а
также особенностям взаимодействия власти, общества и СМИ в различные
исторические периоды — нэп, периоды сталинского правления,
хрущевской оттепели, горбачевской перестройки. Каждый из них ярко
отразился в содержании, жанровом своеобразии и организационных
принципах СМИ.
Особый интерес представляют российские массмедиа в годы постсоветской
социально-политической трансформации.
Исследуется деятельность наиболее видных редакторов и журналистов;
жизнь и судьба многих из них стали отражением противоречий эпохи.
Для студентов и аспирантов факультетов и отделений журналистики,
истории и политологии, а также всех тех, кто интересуется отечественной
историей и культурой.
ББК 76.01(2Ðîñ)ÿ73-1
ISBN 978-5-238-02115-7
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2011
Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания
(ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.). Воспроизведение всей книги или любой ее части
любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается
без письменного разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2011
Стр.3
Введение 3
Часть I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
В СФЕРЕ ЖУРНАЛИСТИКИ
В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Глава 1. Ликвидация большевиками оппозиционной печати
в 1917—1919 годы
Разработка В.И. Лениным стратегии в области печати до
октября 1917 ã.
Политика большевиков в отношении дореволюционных
изданий СМИ
Против либеральной интеллигенции
Становление механизма политической цензуры
Глава 2. Создание прессы нового типа
Партийная концепция печати: специфика формирования,
идейные приоритеты
Система советских СМИ: организационные особенности,
тематическое своеобразие
Часть II. СОВЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА 1920—1950-õ годов
Глава 1. Советский литературно-художественный журнал:
особенности становления
Развитие частной периодики в период нэпа
Издания новых литературных групп
«Красная новь» как тип толстого литературнохудожественного
журнала
Полемика «Красной нови» с журналом «На посту»
«Дело Воронского»
Журнал «Сибирские огни» как продолжатель духовной традиции
«Красной нови»
Литературно-художественная периодика 1920-х гг.:
эволюция продолжается
Фельетонный жанр и его роль в создании образа героя
Журналистика в годы Великой Отечественной войны: система
прессы, тематическое своеобразие
Глава 3. Проблемный образ в журналистике сталинского времени
«Врагов советской власти — истреблять!»
Участие журналистики в судебных процессах 1920—1930-х гг.
Против «лженоваторства» в искусстве
«Просочился дух буржуазного национализма…»
«Дело врачей» и его отражение в СМИ
7
8
10
12
18
22
28
29
35
Кадровая политика большевиков в сфере массовой
информации 56
65
67
68
76
79
84
88
93
98
Глава 2. Образ советского человека — строителя новой жизни в СМИ 103
Положительная личность на страницах прессы.
Жанр очерка
121
128
129
134
141
144
151
105
115
Стр.359
Часть III. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1950-õ —
НАЧАЛА 1980-õ годов
Глава 1. Журналистика периода хрущевской оттепели (1956—1964)
В преддверии «оттепели»: новые темы, новые герои
Роль СМИ в освещении партийных и социальноэкономических
вопросов
Международная тема в журналистике
Постановка в СМИ вопросов культуры и быта
А.И. Аджубей и его влияние на журналистику. Влияние
прессы на формирование новых настроений в обществе
Глава 2. Журналистика периода застоя (1965—1985)
Общие тенденции
СМИ как отражение противоречий эпохи
Содержательные особенности журналистской информации
359
155
156
158
165
170
175
181
Литературный альманах и его роль в духовной жизни
общества 190
196
197
199
203
Вопросы международной жизни в СМИ: тенденции
развития 208
Личность публициста застойного времени. Л.Н. Толкунов —
редактор «Известий»
«Литературная газета» как феномен эпохи
Самиздатовская печать: путь на Голгофу
Часть IV. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО
ОБНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА
Глава 1. СМИ в годы перестройки и гласности (1985—1991)
Рост многообразия СМИ
Особенности содержания СМИ периода гласности
Законодательные приоритеты СМИ: первые шаги
Консервативные настроения остаются
Глава 2. СМИ на этапе формирования рыночных отношений
(1990-å ãîäû)
Российские СМИ: обновление типологии, новые
характеристики
Правовые ориентиры информационной сферы
Отечественный информационный рынок как отражение
политико-экономических перемен
Участие СМИ в деформации традиционных духовных
ценностей
211
216
221
233
234
236
240
251
255
262
264
274
278
288
Глава 3. Российские СМИ в период современной политической
трансформации 293
Основные тенденции развития медиарынка
296
Государственная политика в сфере массовой
информации: организационные и законодательные
приоритеты 314
СМИ как индустрия развлечений и формирование
искаженного информационного мира
Вместо заключения
Библиографический список
Приложение 340
Указатель имен и названий СМИ
322
333
334
352
Стр.360