Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. <...> А термин «культурология» связывают с именем американского антрополога Лесли Алвина Уайта (1900—1975), употребившего его в цикле своих лекций в Мичиганском университете в 1939 г. Этим понятием Уайт обозначил область знания, которую еще раньше английский исследователь первобытной культуры этнограф Эдвард Барнетт Тайлор (1832—1917) определил как «науку о культуре». <...> Социальная философия, социальная психология, различные психологические школы обогатили культурологию такими понятиями, как: институты, потребности, интересы, управление, иерархия, системы, аномия, стресс, снятие напряжения, девиация, индивидуальность, страх, агрессия, мотивация, сознательное и бессознательное, инстинкт, санкции, запреты, поощрения. <...> Культурология как наука о культуре стала самостоятельной научной дисциплиной только в ХХ в., когда возникают и развиваются культурная антропология и этнография, поскольку без них культурология как самостоятельная наука о культуре состояться не могла, так как были бы не ясны глубинные этнические основания культуры. <...> Греческая идея культуры С античной Греции берет свое начало философия культуры, отдельные идеи которой рассыпаны в работах Платона, Аристотеля, Эпикура. <...> Рим для Цицерона был образцом культуры, потому что ему были свойственны такие выраженные в слове явления, которыми особенно горди15 лись и дорожили римляне: община, гражданин, общество, государство, культура, республика, солидарность, разум, индивид, коллектив и многие другие. <...> Школы при монастырях и аббатствах, придворные школы были не только местом обучения, но и убежащими и хранилищами памятников классической культуры в период варварских нашествий. <...> Человек — результат собственных усилий, и в этом он образ и подобие Бога. <...> Концепцию антропоцентризма разделяют <...> 
								
							
							
								
								
									
										Культурология._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Экзамен)..pdf
										
                                            
                                            		
								                        
УДК 008(075.8) 
ББК 71ÿ73+63.3(0)-7ÿ73 
Í62 
Рецензенты:
доктор философских наук А.Л. Золкин
кандидат философских наук, доцент В.П. Павловский
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Никитич, Людмила Алексеевна.
Í62 
Культурология: учеб. пособие для студентов вузов /
Ë.À. Íèêèòè÷. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 351 ñ. — 
(Ñåðèÿ «Ýêçàìåí»). 
ISBN 978-5-238-01626-9 
Агентство CIP РГБ
Пособие включает два раздела — «Теория культуры» и «История
культуры» — и представляет систематическое изложение в
кратком виде основных проблем культурологического знания.
Пособие поможет студентам вузов в сжатые сроки подготовиться
к сдаче зачетов и экзаменов по культурологии.
Для студентов вузов и колледжей. Издание представляет
интерес для широкого круга читателей.
ББК 71ÿ73+63.3(0)-7ÿ73 
ISBN 978-5-238-01626-9 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2009 
Принадлежит исключительное право на использование
и распространение издания.
Воспроизведение всей книги или любой ее
части любыми средствами или в какой-либо
форме, в том числе в интернет-сети, запрещается
без письменного разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2009 
								                        
									                        Стр.3
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Оглавление 
Теория культуры 
Культурология — что это? 
Предмет и методы культурологии 
Предмет культурологи
Методы культурологического анализа
Концептуальный аппарат культурологии
Что такое культура? 
Современные определения культуры
Основные функции культуры
Происхождение слова «культура» и основные
этапы его теоретического осмысления
Возрождение — «звездный час» культуры
Содержание слова «культура» у мыслителей XVII в.
Философия культуры 
Становление и развитие философии культуры 
Трактовка отношений между культурой
и цивилизацией в истории мысли
Трактовка проблемы связи культуры и цивилизации
западными учеными в XX в.
Концепция философии культуры в немецкой классической 
и постклассической философии 
Кант: максимы и императивы
Шиллер: человек эстетический
Фихте: свобода человека
Гегель: образование есть освобождение и работа
Развитие философии культуры после Гегеля
Ницше: переоценка ценностей
Неокантианцы: культуру воплощают ценности
3 
4 
5 
5 
6 
6 
8 
8 
11 
14 
16 
19 
20 
20 
21 
25 
31 
31 
33 
35 
37 
39 
42 
43 
Особенности экзистенциалистской концепции культуры 44
347 
								                        
									                        Стр.348
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Основные культурологические концепции 
Культурная антропология и ее направление 
Особенности культурного эволюционизма Г. Спенсера,
Э. Тайлора и Д. Фрезера
Основные положения неоэволюционизма Л. Уайта
Диффузионизм и его представители
в культурной антропологии
Функционализм в культурной антропологии
и его представители
Социологическая школа и проблема культуры 
48 
48 
48 
50 
51 
52 
54 
Особенности культурологической концепции П. Сорокина 54
Т. Парсонс: анализ культурного уровня общественной жизни 55
Теория аномии Р. Мертона
Культурологические взгляды О. Конта и Э. Дюркгейма 57
Культурно-аналитическое направление. М. Вебер
Психоаналитическая концепция культуры 
56 
58 
60 
Концепция культуры Фрейда и учение о бессознательном 60
Культурные архетипы Юнга
и его культурологическая концепция
Культурологическая концепция Э. Фромма
61 
63 
Гуманитарное направление в культурологии 
Что есть герменевтика
Герменевтика Ф. Шлейермахера и В. Дильтея
Сущность герменевтики по Гадамеру и Рик¸ру
Взгляды русских культурологов-медиевистов
Карсавина и Бицилли
Культурологические концепции школы «Анналов»
Менталитет и ментальность. Эпистема
Семиотика: текст — конденсатор культурной памяти
История культуры 
Традиционные общества и европейская культура 
Особенности первобытной культуры 
Признаки существования культуры
Природа мифа в концепциях ученых
Бриколаж — модель функционирования
первобытного мышления
Искусство первобытного общества
348 
64 
64 
65 
66 
67 
68 
69 
70 
73 
74 
74 
74 
76 
78 
79 
								                        
									                        Стр.349
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Роль культур ранних цивилизаций в истории человечества 80 
Культурные достижения самой ранней
цивилизации истории
Вавилонская и ассирийская культуры и их достижения 83
Египетская культура и ее величие
Особенности эгейской культуры
80 
86 
Развитие культуры в Индии и Китае в Осевое время 
К. Ясперс: концепция Осевого времени
Особенности культуры Древней Индии
Особенности культуры Древнего Китая
Великая античная культура 
Единая античная цивилизация и античная культура
92 
93 
93 
94 
96 
99 
99 
Факторы, определившие развитие древнегреческой
культуры и основные этапы древнегреческой цивилизации 101
Условия и причины, определившие совершенство
древнегреческой культуры (Г.В.Ф. Гегель)
Греческий гений
102 
104 
Древнегреческая литература: ее источники и особенности 105
Величие греческой философии
Греческое искусство периода архаики
Особенности искусства классического периода
Наука и культура эллинистического периода
Особенности становления Римского государства
Величие римского права
Военное искусство древних римлян
Особенности древнеримской архитектуры
Школы Древнего Рима
Римская философия и художественная культура
Культура Средних веков 
Архитектурные стили Средневековья — романский
и готический
Роль монастырей в развитии средневековой культуры
и философии
Культура эпохи Возрождения 
Особенности культуры Возрождения
Социально-политическая мысль Возрождения
Искусство и литература Италии эпохи Возрождения
108 
113 
114 
117 
118 
119 
121 
123 
125 
126 
Роль античной культуры в создании европейской
цивилизации 129
Роль христианства в формировании новой цивилизации 130
Особенности культуры Раннего Средневековья
Особенности литературы и искусства Средневековья
130 
132 
134 
139 
140 
142 
142 
143 
146 
349 
								                        
									                        Стр.350
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Титаны Высокого Возрождения
Особенности Испанского Возрождения
Особенности Северного Возрождения.
Франция, Нидерданды, Германия
Особенности Английского Возрождения
Реформация и ее идеологи
Европейская культура XVII в. 
XVII век — «âåê ãåíèåâ» 
Социокультурная ситуация в странах Европы XVII в.
150 
151 
152 
156 
159 
163 
163 
166 
Классицизм — важнейший художественный стиль XVII в. 169
Особенности художественного стиля барокко
Барокко в испанской и голландской живописи
Барокко в литературе и музыке
Век Просвещения 
Особенности Французского Просвещения
Наука и философия Французского Просвещения
170 
172 
174 
175 
175 
176 
Драматургия и искусство Французского Просвещения 178
Немецкое Просвещение и его особенности
Философия Немецкого Просвещения
Немецкий романтизм
180 
181 
182 
Особенности итальянской культуры в эпоху Просвещения 185
Театральные войны. Гольдони и Гоцци
Итальянская литература и живопись эпохи Просвещения 188
Испанская живопись: великий Гойя
Особенности Английского Просвещения
Английская литература Просвещения
«Золотой век» английской живописи и архитектуры
Европейская музыкальная культура XVIII в.
Западноевропейская культура XIX в. 
Социокультурная ситуация в Европе в XIX в.
Развитие европейской науки в XIX в.
Европейская философия XIX в.
История и социология в XIX â. 
187 
190 
191 
193 
197 
202 
205 
205 
206 
208 
209 
Основные художественные стили в странах Европы в XIX в. 212
Романтизм во французской литературе
Романтизм в английской литературе
Романтизм в итальянской литературе
Романтизм в немецкой литературе
Реализм и натурализм во французской литературе
Английская реалистическая проза XIX в.
Концепция эстетизма. Оскар Уайльд
350 
214 
218 
221 
224 
227 
231 
235 
								                        
									                        Стр.351
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Музыкальное искусство Европы в XIX в.
Французское изобразительное искусство
Английская живопись в XIX в.
Западноевропейская культура XX в. 
Социокультурная ситуация в Европе на рубеже XIX
и ХХ ââ. 
Философы и культурологи о причинах и содержании
кризиса культуры в начале ХХ в.
Модернизм и его особенности
Западноевропейская музыкальная культура XX в.
Культура Древней Руси и Русского централизованного 
государства 
Факторы, определившие характер и социодинамику
русской культуры
Особенности древнерусской культуры
Иконопись и зодчество централизованного
Русского государства
Русская культура «бунташного века»
Русская культура XVIII в. 
Особенности русской культуры XVIII в.
Литература и искусство Русского Просвещения
Великая русская культура XIX в. 
Особенности русской культуры XIX в.
«Золотой век» русской литературы XIX в.
Русское искусство XIX в.
«Проблема интеллигенции» в России
Культура Серебряного века 
Новации в живописи Серебряного века
Русское авангардистское искусство
Музыкальная культура Серебряного века
Литература Серебряного века
Особенности русской философии Серебряного века
Культура советского и постсоветского периодов 
236 
241 
244 
245 
245 
247 
Художественные течения модернизма и их особенности 255
Особенности европейской литературы XX в.
Западноевропейский театр XX в.
253 
264 
273 
276 
280 
280 
286 
289 
290 
293 
293 
296 
303 
303 
309 
315 
319 
325 
325 
327 
328 
329 
332 
334 
Принципы и тенденции развития советской культуры 334
Метод социалистического реализма
«Оттепель». Диссиденство
336 
340 
Культура перестроечного и постперестроечного периодов 341
351 
								                        
									                        Стр.352