Княжна Дорушка.//Задушевное слово (журнал для старшего возраста) - Пг-М.: т-во О. <...> Имением этим, когда-то образцовым, роскошным, теперь совершенно запущенным и
пришедшим в упадок, владели несколько поколений старинного княжеского рода Троепольских,
медленно, но верно разоряя его при содействии целой вереницы управляющих, конторщиков, дворецких
и прочей челяди. <...> Мне, тогда еще молоденькой институтке, с худеньким детским лицом и пытливыми глазами, склонной
помечтать и пофантазировать, ужасно нравилась эта запущенная барская усадьба с огромным старинным
домом, с колоннами и антресолями, с зимним садом, бильярдной и банкетной, словом, со всеми
причудами прадедовской старины. <...> Портреты в старых, с облезшей позолотой, рамах в
несколько рядов покрывали собой стены. <...> Большие кроткие глаза, что-то говорящие, что-то таящие, о чем-то вспоминающие. <...> Я любила забираться в картинную галерею рано утром, когда яркие блики апрельского солнца играли на
бледном холсте, оживляя краски, углубляя выражение милого личика княжны Дорушки. <...> Изображенные на других портретах старики - в шляпах с плюмажем, в туго затянутых мундирах красавицы с неизменными розами в руках и жеманными улыбками, стройные кавалеристы, опирающиеся
на сабли, - все они далеко не привлекали так внимания, как изображение княжны Дорушки. <...> - Милая княжна! - стоя перед портретом, шептала я, - почему ты такая печальная? <...> Под его наблюдением расчищали от остатков
снега рыхлые дорожки. <...> В раскрытые форточки врывались свет и аромат весны. <...> В огромной русской печи медленно и важно поднимались
куличи и бабы: шоколадные, шафранные, кружевные. <...> Голос тетки гремел на весь дом, под аккомпанемент огромной связки ключей, которые она носила у
пояса. <...> Я убежала от этой суеты подальше, и, конечно, в картинную галерею, туда, где висел портрет княжны
Дорушки. <...> Солнце играло на облупившейся раме и блеклых красках. <...> И нежное тоненькое личико и
большие серо-голубые глаза Дорушки показались <...>
Княжна_Дорушка.pdf
Л.Чарская. Княжна Дорушка.//Задушевное слово (журнал для старшего возраста) - Пг-М.: т-во О.Вольф,
1915. - No 21
Scan, OCR, SpellCheck: Kapti, 2009г
Л.Чарская
Княжна Дорушка.
В тот год на Страстной неделе я по приглашению дяди приехала гостить в только что приобретенное им
Троеполье. Имением этим, когда-то образцовым, роскошным, теперь совершенно запущенным и
пришедшим в упадок, владели несколько поколений старинного княжеского рода Троепольских,
медленно, но верно разоряя его при содействии целой вереницы управляющих, конторщиков, дворецких
и прочей челяди.
В конце концов, княжеское гнездо пошло с молотка и досталось дяде.
Мне, тогда еще молоденькой институтке, с худеньким детским лицом и пытливыми глазами, склонной
помечтать и пофантазировать, ужасно нравилась эта запущенная барская усадьба с огромным старинным
домом, с колоннами и антресолями, с зимним садом, бильярдной и банкетной, словом, со всеми
причудами прадедовской старины.
Особенно нравилась мне картинная галерея... Портреты в старых, с облезшей позолотой, рамах в
несколько рядов покрывали собой стены. Один из них исключительно привлекал мое внимание.
Это был портрет совсем молоденькой девушки. Некрасивое грустное личико. Тонкие шнурочки бровей.
Большие кроткие глаза, что-то говорящие, что-то таящие, о чем-то вспоминающие. Внизу коротенькая
надпись: "Княжна Дорушка".
Я любила забираться в картинную галерею рано утром, когда яркие блики апрельского солнца играли на
бледном холсте, оживляя краски, углубляя выражение милого личика княжны Дорушки.
Изображенные на других портретах старики - в шляпах с плюмажем, в туго затянутых мундирах -
красавицы с неизменными розами в руках и жеманными улыбками, стройные кавалеристы, опирающиеся
на сабли, - все они далеко не привлекали так внимания, как изображение княжны Дорушки.
- Милая княжна! - стоя перед портретом, шептала я, - почему ты такая печальная? Какова была твоя
судьба? Что хочешь сказать своим тоскливым взглядом? Что таится в твоей грустной улыбке?
***
Была Страстная суббота. Дядя с утра хлопотал в саду. Под его наблюдением расчищали от остатков
снега рыхлые дорожки. В раскрытые форточки врывались свет и аромат весны. На кухне, в столовой, в
людских, - повсюду шла суета невообразимая. В огромной русской печи медленно и важно поднимались
куличи и бабы: шоколадные, шафранные, кружевные. На длинном столе красили яйца и покрывали
глазурью окорока.
Голос тетки гремел на весь дом, под аккомпанемент огромной связки ключей, которые она носила у
пояса.
- Марфуша, пора ромовую в печь ставить... Татьяна, а телятину вынули? Смотрите, сгорит! Где лиловая
краска? Куда вы ее засунули? Ах, ты Господи!
Я убежала от этой суеты подальше, и, конечно, в картинную галерею, туда, где висел портрет княжны
Дорушки. Солнце играло на облупившейся раме и блеклых красках. И нежное тоненькое личико и
большие серо-голубые глаза Дорушки показались совсем живыми и такими трогательно-грустными, что
меня неудержимо потянуло коснуться их губами. И отдавшись без оглядки охватившему меня чувству, я
вскочила на потертый штофный диванчик и обняла раму портрета.
Стр.1