№ 14 (6548)
6–12 апреля 2016 г.
Выходит по средам
www.lgz.ru
В НОМЕРЕ:
стр. 4
Коррупции
на Украине нет
По крайней мере, так
до сих пор считают
представители ряда
немецких компаний,
как бы закрывая глаза
на происходящее.
стр. 7
Зеркальный
коридор из «да»
и «нет»
Наш постоянный
автор Кирилл
Анкудинов размышляет
о «патриотической»
и «непатриотической»
литературе.
стр. 15
Вернуться
к Станислав скому
призывает деятелей
театра критик Анна
Кузнецова, считающая,
что его рано
сбрасывать со счетов.
Авторы и герои
номера –
Андрей Битов, Никас
Сафронов, Валентин
Катаев, Сергей Шаргунов,
Дмитрий Бобышев,
Владимир Бушин,
Вячеслав Дашичев.
ПОЗИЦИЯ
Патриарх
и гуманизм
Прощальным костром догорает эпоха
Недавнее выступление патриарха Кирилла вызвало нервозную
реакцию в лагере либеральных СМИ. Вместо спокойной,
конструктивной полемики – нечто вроде сметания фигур с
доски. В дискуссию вовлеклись колумнисты, политобозреватели,
историки, философы. Позиция патриарха, что называется, задела
за живое. Чем же взбудоражена либеральная публика?
20 марта в слове на Неделю Торжества православия глава Русской
православной церкви напомнил пастве о горькой реальности: сегодня
происходит геноцид христиан. Святейший патриарх Кирилл подчеркнул:
«Каждые пять минут в мире убивают христианина. За сутки – около трёх
сот человек, более ста тысяч в год. Сегодня на христиан обрушились
такие гонения, каких не было никогда, – ни в Римской империи, ни в Со
ветском Союзе». Геноцид творится в основном на Востоке. Но он был
бы невозможен, если бы западное общество оставалось единым в сво
их христианских ценностях. Важно понимать, что гонения на христиан,
пусть и без массовых убийств, идут и в Европе, и в США.
Мы наблюдаем самую настоящую христианофобию, умело разжигае
мую частью западного политикума. Речь не только и не столько об отно
шении собственно к религии. Речь о христианских ценностях, о константах
той картины мира, с которой нам жить дальше.
Окончание статьи Александра Щипкова на стр. 5
Таким образом страна борется
с коммунистическим
прошлым. Правда, действует
она как карикатурный
помполит – помощник командира
по политической
части, у которого нет сердца,
а вместо мозгов – идеология.
В данном случае –
идеология русофобии… Как
отвечать на это России?
Наша любовь к Польше
– тема для отдельного
исследования. Разбираться
в ней гораздо интереснее,
чем изу чать природу
ненависти поляков к России.
Может быть, потому,
что русская привязанность
к польскому миру парадоксальна,
романтична, наполнена
метафизикой. ИсториКНИГА
НЕДЕЛИ
Э
то не первая книга главно
го редактора газеты «Культу
ра», члена президиума Совета по
культуре и искусству при Прези
денте РФ и Патриаршего совета
по культуре, Высшего совета пар
тии «Единая Россия». Но уверены:
именно этот стильно изданный
(не могло быть подругому) том
вызовет большой резонанс. И не
только потому, что имя автора на
слуху. Ямпольская концептуально
выступает на президентском со
вете, снайперски точна в телеви
зионных токшоу, концерт у стен
Кремля в честь годовщины при
соединения Крыма проводит, да
и газету, о существовании кото
рой до её прихода забыли, делает
профессионально. В предисловии
отмечено: «Слово работает не ху
же рентгена». Это абсолютно вер
но, и все тексты, собранные под
обложкой, а ранее напечатанные
в «Известиях» и «Культуре», под
тверждают это. Елена Ямпольская
писала, пишет и – надеемся – бу
дет писать дальше не только та
лантливо, но и энергично, насту
пательно, поженски убедительно
и доказательно. Это ясно по назва
ниям её текстов – «Клавдия Шуль
женко против Кончиты Вурст»,
Елена Ямпольская.
О культуре и не только. – М.:
Издательский дом «Городец»,
2016. – 592 с. – 4000 экз.
«Видишь ли, Вася… или Как ме
ня не показали по «Рен ТВ», «Тан
гейзер» не диагноз, а симптом»,
«Рубиновый скандал», «Куда при
вело нас «Покаяние», «Манежный
возраст», «Любите патриотизм в
себе, а не себя в патриотизме»,
«Явление «Попа» на Пасху». Со
беседники Ямпольской – Влади
мир Малышев, Никита Михалков,
Александра Пахмутова и Николай
Добронравов, Галина Волчек и
Дмитрий Киселёв, белгородский
губернатор Евгений Савченко,
Эдуард Володарский и другие – в
разговорах с ней не только пре
дельно откровенны. «Залогом до
стойного сохранения в профессии
стала способность вести разговор
на смыслообразующем уровне, от
стаивать собственную позицию –
не только эстетическую, но ещё и
(и прежде всего) этическую, нрав
ственную, гражданскую» – кредо
автора подтверждено сначала в
газетных публикациях, а теперь и
в книге. Ямпольскую надо читать.
К примеру, четыре страницы про
любовь – эссе «Одинокий тополь
на Тверском бульваре» о худруке
МХАТа им. Горького Татьяне До
рониной. И не только о ней, но и о
себе, театральном критике, тоже.
Больше, чем эссе… Одна из глав
называется «Отвечаю». В интервью
Елена Александровна полемична и
в ответах на вопросы убеждает со
беседника, а значит, и читателей:
«Период борьбы заканчивается.
Начинается время созидания, вре
мя любви». Нам особенно приятно
отметить, что в книгу вошли и ин
тервью, которые были в своё вре
мя напечатаны в «ЛГ».
ческий исток этой любви
определить трудно. Но если
есть архаические страхи,
то обязательно должны существовать
и архаические
чувства противоположного
рода. Конечно, всё началось
задолго до полонеза
сенатора Российской империи
Огинского. А в советские
времена польскофиОснована
в 1830 году
при участии А.С. ПУШКИНА
Издание возобновлено
в 1929 году при поддержке
М. ГОРЬКОГО
Речь помполита
В Польше собираются снести 500 советских монументов
лия приобрела тотальный
характер. Эва Шикульска,
Барбара Брыльска, Беата
Тышкевич вдохновляли наших
кинорежиссёров. Пола
Ракса фигурировала в сновидениях
юных зрителей
сериала «Четыре танкиста
и собака». Московский магазин
«Ванда», «Пепел и алмаз»
Анжея Вайды, телевизионный
«Кабачок 13 стульев»,
улыбка Даниэля Ольбрыхского,
чёлка Марыли Родович.
Как резонируют, какие
прекрасные воспоминания
рождают эти звуки! Тогда
у нас и мысли не возникало
напомнить, что Польша –
юридически, этнически,
культурно – существует
исключительно благодаря
нашим предкам-красноармейцам,
участникам
Висло-Одерской операции.
Да и сейчас как-то неловко
звенеть дедовскими
медалями, приводить статистику
– 600 тыс. безвозвратных
потерь при освобождении
Польши. Неловко
ещё и потому, что далеко не
все поляки поражены вирусом
беспамятства. Многим
стыдно и горько. Именно
им «ЛГ» даёт возможность
высказаться на своих
страницах.
Продолжение темы на стр. 2
Стр.1