www.lgz.ru
№ 30 (6518)
22–28 июля 2015 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Украине
надо умерить
аппетиты
Известный писатель и
общественный деятель
Эдуард Лимонов считает,
что Украина ушла из СССР,
прихватив добро, которое
ей не принадлежит. И ей
надо смириться с ролью
небольшого государства.
Почему?
СТР. 3
Знал слов набат
Об одном из самых
выдающихся поэтов
начала века, «главаре и
горлопане» – Владимире
Маяковском, о его
роли в становлении
молодой советской
литературы, о сложных
взаимоотношениях с
собратьями по цеху и
читателями, об оценке его
зарубежными деятелями
искусств рассказывает
автор «ЛГ».
СТР. 5
Чем был
раздражён
Черчилль
После приёма,
устроенного Сталиным
в дни Потсдамской
конференции, Черчилль
был в раздражении.
По какой причине? Как
проходили переговоры
глав трёх стран
победительниц, где
они жили, что ели, как
общались? А ведь, по
существу, выстраивался
послевоенный мир...
СТР. 9
Где Илья
Колосов?
Несколько лет назад
популярный телеведущий
канала «ТВ Центр» исчез
из российского эфира.
Почему и куда журналист
переехал, он рассказал
«ЛГ».
СТР. 10
Я бы в армию
пошёл…
Во многие учебные
заведения Министерства
обороны в этом году
конкурс колебался в
пределах 6–7 человек
на место среди юношей
и 30 человек на место –
среди девушек. Служба в
армии опять становится
престижной? На этот и
другие вопросы отвечает
генералмайор Иван
Бородинчик.
СТР. 11
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 37 543 человека. Заходите!
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
ЮБИЛЕЙ – ДЕЛО ЖИТЕЙСКОЕ!
«Когда артистичность в крови, она порой при
нимает самые причудливые формы» – характе
ристика, которую Шерлок Холмс дал самому се
бе, Василию Ливанову присуща, пожалуй, даже в
большей степени. Ведь, как ни крути, но таланты
великого сыщика концентрировались исключи
тельно вокруг раскрытия преступлений, тогда как
актёр, вернувший британцам – по их собствен
ным, кстати, уверениям – ни больше ни меньше,
как их национальный характер, сумел во всю
ширь развернуться как сказочник и художник,
сценарист и драматург, мультипликатор, писа
тель и режиссёр.
Можете ли вы представить себе Карлсона
восьмидесятилетним? А Трубадура? Или того
же Шерлока Холмса? Любой здравомыслящий
человек ответит: конечно же нет! Они вне вре
мени, как вневременны детство, любовь или
мудрость. Но как быть человеку, который для
огромного числа людей стал воплощением и
озорного непоседливого детства, и все пре
грады преодолевающей любви и мудрости,
не знающей компромиссов в борьбе со злом?
Между тем Василий Ливанов отмечает 80ле
тие! И когда ему все наперебой твердят, что по
верить в реальность этого числа совершенно
невозможно, иронично усмехаясь, предлагает:
а вы и не верьте!
С точки зрения Василия Борисовича, изме
рять возраст годами – занятие скучнее не при
думаешь. Куда увлекательней взять за единицу
измерения кинороли: тогда почтенный юбиляр
превращается в мужчину в самом расцвете сил.
Если использовать для этого дела мультяшных
персонажей, можно заткнуть за пояс всех дол
гожителей мира. А если исчислять прожитое ри
сунками или страницами рассказов и повестей,
есть шанс почувствовать себя просто библей
ским патриархом. На самом же деле он всегда
и во всём остаётся самим собой – Василием Ли
вановым. Независимо от того, играет ли он им
ператора Николая I или Феликса Дзержинского,
рисует раскадровку к сказке о том, как Дед Мо
роз решил увидеть лето, или пишет.
Он не похож ни на одного из своих героев и
меньше всего на того, с кем его постоянно отож
дествляют вот уже ровно 35 лет. Такова уж при
рода неисчерпаемой зрительской любви. Но тем
пераментный и романтичный, увлекающийся и
нелогичный Ливанов не имеет ничего общего со
своим хладнокровным и рассудительным пер
сонажем. А главное, он – в отличие от Холмса –
знает цену истинной любви. Со своей Еленой он
неразлучен уже более сорока лет, и она до сих
пор для него и Прекрасная, и Премудрая. Многие
ли мужчины с таким семейным стажем могут не
кривя душой сказать о себе то же самое?
Василий Борисович обладает самым ценным
свойством таланта – даром создавать собствен
ные миры, живые и яркие, в подлинность кото
рых не поверить невозможно. Если открываешь
«Эхо одного тире» или «Воспоминания о Шерлоке
ПОЗИЦИЯ
Почему нас не любят?
Российская журналистика и российская жизнь
Рафаэль ГУСЕЙНОВ,
секретарь Союза
журналистов России
ПИЛИТЕ, РЕДАКТОР, ПИЛИТЕ!
Одно время я нередко общал
ся с музыкантом Александром
Градским. Его дочь Маша и мои
сыновья учились в одной москов
ской гимназии, дружили. Както
я спросил у него, почему он запу
стил в СМИ обидное для меня и
моих коллег словечко «журналю
ги». Градский серьёзно отнёсся к
моим словам. «Пойми, я как че
ловек публичный заинтересован в
СМИ. Могу даже понять профес
сиональные попытки ради красно
го словца залезть в душу. Но ведь
этого некоторым из твоих коллег
мало. Плюнуть и растереть стре
мятся. Сам подумай: ну разве это
журналисты?»
После этого разговора про
шло 15 лет. Наши дети выросли,
изменились. А вот стала ли дру
гой наша журналистика? Почему
теряется уважение к нашей про
фессии? Власти ли в этом вино
ваты или на нас тоже лежит ответ
ственность? Задаю этот вопрос не
случайно. Председатель думского
Комитета по СМИ Леонид Левин
недавно во время встречи в Сою
зе журналистов России отметил,
что Комитет только за последний
год отклонил 14 законов, ограни
чивающих, так или иначе, работу
СМИ. Появился даже любопыт
ный термин – «избыточное ре
гулирование». В последнее вре
мя СМИ всё чаще становятся
источником скандалов, некра
сивых разборок, и уже не журна
листы цитируют политиков, а по
литики удивляются скандалам в
нашей профессиональной среде.
Проблемы российских средств
массовой информации начались
не сегодня. На первый взгляд рос
сийский рынок СМИ, так или
иначе, существует и даже разви
вается. Одни издания уходят, их
место занимают другие. Актив
но действует блогосфера. Иногда
настолько активно, что власть
имущие пытаются законодатель
но ограничить сферу её распро
странения. Заметим, что сегодня
в интернете можно найти всё: от
советов, как отравить собаку со
седа и остаться безнаказанным,
до инструкций по изготовлению
атомной бомбы. «Комсомольская
правда» после распада СССР со
риентировалась первой и, умень
шив заслуженные ордена в шапке
газеты, стала таблоидом, перешла
в принципиально иной формат.
Старейшие «Известия» в букваль
ном смысле этого слова пошли
по рукам. Читатели не успевали
привыкнуть к новым редакторам,
обозревателям и собкорам.
Проработав десять лет в «Тру
де», я видел, как это может про
исходить. Надо признать, что к
началу 2000х годов стало ясно:
газета остановилась в своём раз
витии. Из сложившегося положе
ния было два выхода. Один пред
полагал качественное изменение
контента, сокращение раздутого
аппарата газеты, привлечение мо
лодых современных перьев, пере
осмысление системы распростра
нения, рекламы.
Но был выбран другой путь:
отдать издание в руки солидных
инвесторов, которые смогли бы
вдохнуть в него новую жизнь. И
такие люди нашлись. Два право
славных банкира, владевших к
тому времени крупным издатель
ским домом, согласились поддер
жать газету. Молодые банкиры с
окладистыми бородами, мягкими
манерами и дружеским обраще
нием «отцы» окончательно поко
рили тех, кто принимал решение
о продаже «Труда». Бизнесменам,
как позже выяснилось, пригляну
лась не сама газета, а историче
ский особняк в центре Москвы,
который был собственностью
«Труда». Особняк был быстро
продан, а газету переселили в зда
ние, где бетонный пол сотрясал
гул ротационных машин. Новые
владельцы позиционировали се
бя людьми глубоко верующими,
искренне оскорблялись, если на
рекламных полосах появлялась
скабрёзная, на их взгляд, иллю
страция. Бога они любили, но
деньги любили гораздо сильней.
Подобный фокус с выселением
и торопливой продажей здания
банкиры довольно быстро осу
ществили и с еженедельником
«Аргументы и факты».
В «Труд» вместе с новыми вла
дельцами пришла и новая команда.
Перемежая русский мат с англий
скими вкраплениями, засыпая
окружающих кучей интернеттер
минов, дурно одетые и плохо пах
нущие, они быстро вытеснили тех,
кто ещё оставался в газете.
Но самый большой сюрприз
ждал читателей впереди. В скором
времени подписчики «Труда» по
лучили неожиданный «подарок».
Вместо знакомой газеты в почто
вых ящиках оказался аляпистый
рекламный листок. На «продви
жение» нового «продукта» были
потрачены сотни тысяч долларов.
Половина Москвы была увешана
растяжками с рекламой «нового
«Труда». Растяжки скоро сняли,
вместе с ними исчезли и отчёты о
том, как были потрачены деньги.
Тиражи нового «Труда» рухнули
до нуля. И «трудоустраиваться» в
скором времени пришлось глав
ному редактору и его команде.
Окончание на стр. 3
КНИГА НЕДЕЛИ
Алексей Карпов.
Владимир Святой.
– М.: Молодая
гвардия, 2015. –
454 с. – 4000 экз.
Книга о святом князе Владимире, Крести
теле Руси, – труд, который был ожидаем пра
вославным русским народом.
Понятно, что фигуру такого масштаба не
возможно обойти стороной – настолько ве
личествен совершённый им подвиг. Книж
ники прошлого – митрополит Илларион,
преподобный Нестор, списавший «Слово о
крещении Владимира», а также десятки ме
нее известных составителей и переписчиков
потрудились, воссоздав образ святого князя.
Всё равно для историка эта тема не явля
ется закрытой: подлинная биография князя
Владимира не написана до сих пор, и даже о
главном событии его жизни – крещении –
известно слишком мало.
Да и информация эта, в каком бы виде она
ни преподносилась, взята во многом из легенд
и преданий, которые зачастую сильно расхо
дятся с исторической действительностью.
Исследователь Древней Руси сегодня по
ставлен в очень сложное положение – в его
распоряжении слишком мало источников,
которые можно назвать подлинными сви
детельствами прошлого, чтобы, опираясь на
них, составить полную картину происходя
щих в глубине веков событий.
Холмсе», оторваться не можешь до самого фи
нала. Ливанова можно читать только запоем. Но
убедить читателя – одно, а вот суметь убедить ав
тора… Астрид Линдгрен, узнав, что в Советском
Союзе создали мультфильм по её сказке о тол
стяке с пропеллером, захотела непременно его
увидеть. И хотя мультик на книжку похож очень
отдалённо, знаменитая писательница пришла
в восторг. Интересно, а как бы приняли мульт
фильм о бременских музыкантах другие знаме
нитые сказочники – братья Гримм? Ведь в исто
рии, придуманной Ливановым вместе со своими
друзьями – композитором Григорием Гладковым
и поэтом Юрием Энтиным, – ни Принцессы, ни
Трубадура и в помине нет. Не говоря уже о без
утешном папекороле и коварном сыщике. «Пе
реписать классику» так, чтобы она превзошла по
увлекательности оригинал, – на такое не каждо
му хватит смелости и таланта.
Над столь модными нынче «формулами успе
ха» Василий Борисович саркастично посмеива
ется. Судьба у каждого своя, переделывать ее
по советам шарлатанствующих гуру – напрасный
труд. За своей судьбой бегает только дурачьё.
Поди ее догони! Надо не бежать за ней, а идти
навстречу. До конца.
Старость – это пропажа интереса к жизни. Ли
ванову этот диагноз точно не грозит. Возраст?
Это пустяки! Юбилей – дело житейское!
Продолжение темы на стр. 7
Например, со времени Владимира до сегод
няшнего дня нет ни одного подлинного доку
мента, написанного на пергаменте – матери
але, который тогда использовали для письма.
Хотя не исключено, что сохранились следы
записей, сделанных во времена Крестителя, в
летописях и других произведениях древнерус
ской письменности, – например, выписки из
княжеских помянников, записи из киевской
Десятинной церкви, вполне возможно, фраг
менты первоначальной летописи.
Конечно, существуют ещё надписи на мо
нетах, которые могут чтото рассказать, пе
чати, скреплявшие различные документы
при жизни князя.
Основной же объём информации о Влади
мире – рукописи возрастом не раньше XIV
века, то есть созданные на 300 лет позже вре
мени Крестителя.
Памятники более позднего времени содер
жат иногда лишь случайные обмолвки, фраг
менты когдато существовавших текстов.
Недостаток точной информации неизбеж
но порождает легенды, которые со временем
становятся всё более и более красочными – и
всё менее достоверными.
Автор книги постарался отделить зёрна ис
тины от плевел, тем более что работа с древ
нерусскими источниками требует кропотли
вого анализа в каждом конкретном случае и
по большому счёту до сих пор не проведена.
Но как бы серьёзно ни относился пишу
щий человек к своему труду, любая биогра
фия – в первую очередь гипотеза автора, его
взгляд на исторические фигуры, особенно
если речь в ней идёт о людях, живших тыся
чу лет назад.
Образ Владимира, собранный по крупицам
из самых разнообразных источников, скорее
всего, отличается от реального человека, из
менившего Россию, но приближен к нему на
максимально возможное расстояние.
Это – кроме массива представленной в тек
сте информации – весомое достоинство книги.
И несомненно, она поможет читателю
лучше понять наше прошлое, которое, уйдя
в тёмную глубину времён, продолжает влиять
на современность.
ЭПИТАФИЯ
Памяти
Геннадия Селезнёва
Советский и российский государственный и
политический деятель, член ЦК КПСС, предсе
датель Госдумы РФ второго и третьего созывов,
депутат ГД первых четырёх созывов. Основа
тель левой политической партии «Возрождение
России». Президент Федерации конного спорта
России. Председатель Международного теле
кинофорума «Вместе». Это всё – о Геннадии
Николаевиче Селезневе (6 ноября 1947 г.–
19 июля 2015 г.).
Но для нас он был и останется прекрасным
журналистом, главным редактором популярных
газет, коллегой и другом…
Продолжение темы на стр.13
ИТАРТАСС
Стр.1