www.lgz.ru
№ 27 (6515)
1–7 июля 2015 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Крымский
перевал
В Крыму в разгаре
курортный сезон. Ещё
рано говорить, какими
будут его итоги. Все,
кто приедет сюда
набраться сил и увидеть
не сравнимые ни с чем
красоты, будут вспоминать
о поездке добром. Но
немало проблем ждёт
своего разрешения.
СТР. 3
И не надо ехать
в Питер
С большим успехом прошла
в столице премьера
Театра комедии имени
Н.П. Акимова из Санкт
Петербурга – «Визит
дамы» Ф. Дюрренматта.
И зрители, и критики
высоко оценили
режиссёрскую работу
художественного
руководителя Татьяны
Казаковой.
СТР. 8
Список Познера
В конце каждой своей
программы известный
интервьюер в так
называемой прощалке
говорит от себя, и очень
часто чтонибудь такое, что
невозможно оставить без
комментария.
СТР. 10
Местожительство
души
Видимо, так устроена
человеческая психика, что
малая родина – это именно
кусок земной тверди.
За что же зацепиться
душе, если ты родился
в бетонной коробке и
живёшь, под собою не чуя
земли? Может быть, пора
возвращаться домой?
СТР. 13
Максимы Джона
Рёскина
Деньги и мораль,
технический прогресс и
сохранение культурного
наследия, экология, жизнь,
искусство... Много мудрых
рассуждений на эти
темы можно почерпнуть
у Джона Рёскина,
(1819–1900), которого
называют английским
Толстым. Ведь именно
Лев Николаевич открыл
его имя России, став его
преданным почитателем и
единомышленником.
СТР. 15
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 37 543 человека. Заходите!
ФЕСТИВАЛЬ
В Арвентур на летающей рыбе
М
Как всегда, стремглав
пронеслись фестивальные дни,
насыщенные кинопоказами,
суетливо перебиваемыми пресс
конференциями и премьерами,
на которых многочисленные
конкурсанты нервничали, а гости
веселились. С 19 по 26 июня
– всего неделя была отведена
в этом году на показ 307
картин! И если экономические
причины заставили устроителей
сократить ММКФ на два дня, то
зрительский интерес, судя по
посещению сеансов, вырос на
10% в сравнении с предыдущими
годами, и президент форума
Никита Михалков на церемонии
закрытия душевно воскликнул:
«Спасибо нашим зрителям!»…
ногим следует ска
зать спасибо за то,
что фестиваль в 2015
году успешно состоялся, –
санкции сдавили горло и
мировому киносообществу.
Год назад Михалков искрен
не надеялся на своих зару
бежных друзей – мол, они
всё равно приедут к нему, не
подведут, а уж мыто умеем
гостей принимать, всё устро
им по высшему разряду, не
поскупимся. Приехали толь
ко Клод Лелуш и Кшиштоф
Занусси, и Михалков страш
но переживал не столько да
же за фестиваль, сколько за
то, что «друг оказался вдруг и
не друг, и не враг, а так»... На
сей раз бодрость духа и спо
койствие Никиты Сергееви
ча зиждились на его позиции
мудрого государственника, и
это вселило во всех участни
ков Московского кинофести
валя, откуда бы они к нам ни
приехали, уверенность право
го в неправедном споре. Ми
халков как олицетворение
ММКФ и российского кине
матографа не уставал благода
рить за поддержку, мужество,
отзывчивость иностранных
коллег – членов двух жюри
и конкурсантов, предоста
вивших свои картины на наш
фестиваль.
Можно было бы именно
этой благодарностью объяс
нить вручение двух наград
двум членам жюри, если бы
не одно существенное «но»:
американская актриса бри
танского происхождения,
обладательница премии «Зо
лотой глобус» и ордена По
чётного легиона Жаклин Бис
сет («Американская ночь»,
«Убийство в «Восточном экс
прессе», «Церемония», «Анна
Каренина», «Наполеон и Жо
зефина. История любви» и др.)
– приз «За постижение высот
актёрского мастерства «Верю!
Константин Станиславский»
– и кинорежиссёр, председа
тель French Hollywood Circle
(организации, объединяю
щей французов, работающих
в киноиндустрии Голливуда),
председатель большого жюри
37го ММКФ ЖанЖак Ан
но – «За выдающийся вклад
в мировой кинематограф»
– действительно являются
достойнейшими представи
телями своих профессий и
в полной мере заслуживают
высокого признания. И к то
му же умеют дружить пона
стоящему...
Автор таких замечатель
ных фильмов, как «Имя Ро
зы» (1986, по роману Умберто
Эко), «Медведь» (1988), «Лю
бовник» (1992), «Семь лет в
Тибете» (1997), «Враг у ворот»
(2001), «Два брата» (2004),
«Чёрное золото» (2011), и дру
гих ЖанЖак Анно дал «ЛГ»
эксклюзивное интервью.
Окончание на стр. 8
Миновал Московский книжный фестиваль, задуманный его органи
заторами как кульминация Года литературы. Сам факт того, что столь
масштабное мероприятие, да ещё и на Красной площади, всё же со
стоялось, несомненно, радует. Демонстрации книг возле Лобного
места и храма Василия Блаженного не было очень давно – несколько
веков. И новое явление книги в самом сердце столицы – событие, ис
полненное особого символического смысла. Четыре дня – то дождли
вых, то солнечных – мало кого оставили равнодушным. Великолепны
были Денис Мацуев и Юрий Башмет. Обилие издательских стендов
позволяло обычным посетителям попробовать отыскать то, что им ин
тересно. Множество презентаций и дискуссий с весьма разнообраз
ной тематикой привлекали искушённую публику.
Не может не обнадёживать то, что фестиваль почтил своим внимани
ем Президент России Владимир Путин и по итогам посещения принял
решение выделить значительную сумму на поддержку отечественной
детской литературы из своего личного фонда. Это говорит о том, что
высшая власть понимает: словесность шире издательского бизнеса,
она – важнейший инструмент в формировании общественного созна
ния и гражданского общества.
Но при всех победных реляциях думается, что устроителям рано
почивать на лаврах. Всё предваряющее фестиваль, всё происходив
шее на нём в очередной раз обнажило проблемы нашего литератур
ного мира, заставило задаться целым рядом вопросов. Почему акция,
о которой было известно загодя, отличалась изрядным организаци
онным беспорядком, путаницей со стендами, несостыковками в про
грамме? Те, кому было поручено вести подготовку, не имеют должной
квалификации? Или оргработа не почитается ими значимой и акцент
делается на чтото другое? По каким причинам из официально объ
явленной на сайте Агентства по печати и массовым коммуникациям
полной программы «чудесным образом» выпало немало пунктов, и
это в основном творческие встречи с участием писателей почвен
ной государственноконсервативной ориентации? Или они заранее
не планировались? Отчего так много времени было отдано авторам,
представляющим, скажем так, экспериментальную, не вполне тра
диционную литературу? Очевидно, что сейчас вовсе не то время и
не те настроения у людей, чтобы подобные эстетические установки
возрождали любовь к чтению. По каким критериям как главное поэти
ческое действо был выбран спектакль прародителя «Золотой маски»
Эдуарда Боякова «Двенадцать», в котором ведущие роли отведены
стихотворцам, исповедующим не бесспорную и не ключевую для на
шей поэтики стилистику? Кому пришло в голову в год юбилея Великой
Победы лекцию, посвящённую теме Великой Отечественной войны в
новой русской литературе, доверить читать Михаилу Веллеру, автору
заметному, но никак с военной литературой не связанному? И это при
живых Юрии Бондареве, Данииле Гранине, Владимире Бушине! А уж
показ пьесы Александра Бека «Волоколамское шоссе», поставленной
режиссёром из Германии, выглядел, мягко говоря, неуместным возле
Кремлёвской стены, где покоятся русские военачальники, ковавшие
Победу над германским фашизмом. И наконец, если декларирова
лась задача вернуть читателя к книге, то возможно ли это сделать в
ситуации, когда огромный процент представленных изданий принад
лежит массовой литературе?
В предваряющем фестиваль интервью «Вечерней Москве» совет
ник Президента России по культуре и искусству Владимир Толстой
справедливо отметил: «Важно, чтобы всё прошло хорошо в этот раз.
Тогда можно будет замышлять и долгоиграющую историю». Очень
хочется верить, что этот фестиваль действительно станет традици
ей, и что с каждым годом всё больше читателей и писателей станут
ощущать его своим праздником, и что все мы вместе не заблудимся
на пути к храму.
Продолжение темы на стр. 4
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
ЧИТАЙКРЕМЛЬ!
КНИГА НЕДЕЛИ
Созвучие. Бела-
русь–Москва:
альманах / Сост.
Ольга Алексеева.
– Минск: Звязда,
2015. – 392 с. –
1000 экз.
В книге представлены произведения лите
раторов двух действительно братских стран –
России и Беларуси. Появление этого издания
является хорошим знаком и символом друж
бы, проверенной временем, дружбы, кото
рой не могут помешать никакие перемены,
катаклизмы и смены векторов.
Авторы в сборнике представлены очень
разные – и по стилю, и по темам, и по возра
сту. Тексты в книге действительно хороши,
при этом гармонично разноплановы, что го
ворит о хорошем вкусе и литературном чутье
составителя.
Рассказы, стихи, пьесы и литературоведе
ние являют собой пример позитивного един
ства творческих людей, что особенно ценно
в наши дни, зачастую искрящих оголённой,
как провод, агрессией и немотивированной
неприязнью. Любопытно отметить, участ
ники раздела «Москва» Валерий Казаков
и Любовь Турбина родом из Беларуси, что
ещё раз подчёркивает: русские и белорусы
связаны крепкими нитями, и их разделение
весьма условно как в жизни, так и на стра
ницах книг.
Както забывается, что представителями
народов в мировом сообществе издавна бы
ли люди искусства, и именно по ним, по их
взглядам и высказываниям судили о разви
тии страны.
Также необходимо помнить, что враги
для достижения своих целей не погнушают
ся никакими средствами: вбивание клиньев,
разжигание недовольства, презрения и сты
да за свою страну, призывы к топору. И Рос
сия, и Беларусь это проходили. Но наши на
роды не поддались ни на какие провокации,
потому что страны, способные услышать и
культурно обогатить друг друга и поместить
под одной обложкой произведения ярких
представителей художественной интелли
генции, не сломить и не рассорить никогда.
Эту книгу приятно держать в руках. Она
факт того, что у литературы нет границ, а
слово объединяет сильнее любых полити
ческих пактов.
ЮБИЛЯЦИЯ
Яркая, умная,
настоящая
СТИХИ
НА ПЕРВУЮ ПОЛОСУ
Партнёрам
России
Сергей ДИВЕЕВ
Зачем анафемой грозите вы России?
А.С. Пушкин,
«Клеветникам России»
Э
ту женщину любят и ненавидят, ува
жают, стремятся ей подражать и... бо
ятся. Ольга Егорова, председатель Мо
сковского городского суда. За пятнадцать лет,
которые Ольга Александровна возглавляет
этот крупнейший суд в Европе, она собрала
команду высоклассных специалистов и сдела
ла абсюлютно закрытую для общественности
систему открытой. Совершенно открыто она
говорила о работе суда и всей правоохрани
тельной системы и будучи в гостях «Клуба206»
нашей газеты.
Я стою на трибуне парада
Как соратник, а не ротозей.
Справа – красной гробницы громада.
Слева – славы имперской музей.
Эта площадь хранит отпечатки
Победительных майских шагов,
И вослед им гремит по брусчатке
Поступь праздничных сводных полков.
Их движение неудержимо.
Содрогаются стёкла окрест.
И во славу российского Крыма
Марш «Славянки» играет оркестр.
Мимо с предупредительным гулом
Проплывает родная броня,
И своим мироточащим дулом
Танк новейший глядит на меня.
Промелькнули в нижайшем полёте
Истребители.
Головы вжав,
В эти дни Ольга Александровна принима
ет поздравления с днём рождения. Мы по
здравляем нашего давнего друга, судью выс
шей квалификации, заслуженного юриста
России Ольгу Егорову с юбилеем и желаем
ей мужества, терпения, удач и исполнения
всех желаний.
Перешёптываются в заботе
Атташе надоевших держав.
Эта мощь рождена не для страха.
Для покоя.
И помня о том,
Как дымились оглодки Рейхстага,
Не грозите нам чёрным перстом!
Фёдор ЕВГЕНЬЕВ, РИА «Новости»
ИТАРТАСС
Стр.1