www.lgz.ru
№ 13 (6503)
1–7 апреля 2015 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Новая Россия
и ельцинизм
Совершенно очевидно,
что наша страна,
которую Запад уже
списал со счетов, вдруг
возродила былую (времён
СССР) мощь на ряде
направлений, в том числе
военную. Много других
изменений к лучшему.
Но в чёмто пробуксовка
продолжается. Публицист
Михаил Антонов причины
этого видит в том, что
страна не избавилась до
конца от ельцинского
наследия.
СТР. 3
Звёздный
бисер имени
Строки Вероники
Тушновой надолго
пережили её.
В дни столетнего юбилея
поэтессы размышления
о её судьбе и творчестве
читайте на
СТР. 4
Стыдно
за «Родину»
Главный вопрос, который
возникает у тех, кто
посмотрел сериал
«Родина»: зачем на
государственном канале за
государственные деньги
делаются сериалы, в
которых самые святые
для гражданина России
понятия размываются и
подменяются?
СТР. 10
Спекуляции
на «оккупации»
Бывшие советские
республики Прибалтики
всё настойчивее требуют
у России «компенсации»
за «нанесённый им ущерб
от советской оккупации».
Но кто кому и чем обязан и
сколько должен на самом
деле?
СТР. 13
Эти фильмы
со слезами на
глазах
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
НАТУРАЛИСТ И ДРЕЙФУСАР
175 лет назад родился великий французский писатель Эмиль Золя
хорошо знал, пропагандировал
и вывел в своём романе «Творче
ство». От Золя – деятеля театра
взяла отсчёт французская «новая
драма».
Без подробного очерка творче
ства Эмиля Золя (1840–1902) не мо
жет обойтись ни одна – популярная
или академическая – история фран
цузской литературы. Для современ
ных французов Золя – бесспорный
классик, литературная фигура пер
вой величины, создатель целого ли
тературного мира, не уступающий в
этом, скажем, Бальзаку или Прусту.
Золя во Франции попрежнему
читают, выпускают в комментиро
ванных изданиях, экранизируют (на
чиная с «Терезы Ракен», ленты Мар
селя Карне, выпущенной в 1953 г.;
в главной роли Симона Синьоре),
существует научное общество по
междисциплинарному изучению его
наследия. Мировая же слава этого
писателя помимо его книг как тако
вых ассоциируется с внушёнными
им образами «натурализма», «куска
жизни», «экспериментального рома
на», «человеказверя».
И именно внушёнными. Зо
ля, автор исходно сенсационных
КАКАЯ МУЗЫКА БЫЛА…
Композитор – это звучало гордо. Зазвучит ли вновь?
23–24 мая в Москве пройдёт оче
редной, XI съезд Союза композито
ров России. Музыкантам предстоит
подвести итоги работы, наметить
перспективы на следующую пяти
летку и избрать новое руководство
во главе с председателем.
П
Автор «ЛГ» Пётр
АлександровДеркаченко
предлагает в День
70летия Великой Победы
выпустить на экраны
кинотеатров большие
фильмы о большой войне.
Чтобы ветераны могли
посмотреть их вместе с
внуками и правнуками...
СТР. 14
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 39 005 человек. Заходите!
режний глава Союза композиторов —
народный артист России Владислав
Казенин – скончался в феврале 2014
го. По уставу, нового председателя должны
были избрать в течение года. Однако в февра
ле намеченный съезд был отложен якобы изза
финансовых сложностей. Майское собрание,
заверяют в Союзе композиторов, состоится
обязательно, а значит, есть надежда на обсто
ятельное обсуждение работы организации, от
мечающей в этом году своё 55летие. Разговор
обещает быть долгим и крайне нелицеприят
ным – один из старейших российских союзов
нуждается в радикальной смене руководящей
команды. Сейчас это стало очевидным – пер
воочередные задачи Союза, продекларирован
ные предыдущим съездом (ознакомиться с ни
ми можно на сайте http://soyuzkompozitorov.ru),
так и остались декларацией.
СЛОВО ЕСТЬ, ПРОФЕССИИ НЕТ
С
кладывается ощущение, что нынешние
руководители композиторской орга
низации озабочены чем угодно, только
не движением Союза вперёд. В силу обстоя
тельств или умысла (в этом ещё предстоит ра
зобраться) не удалось даже сохранить остатки
былого советского благополучия. Нынешний
Союз композиторов сильно отличается от Со
юза советских времён. Тот для своих членов
был и местом общения, и профсоюзом, и раз
датчиком благ: строил дома, выделял кварти
ры, переписывал ноты, имел поликлиники,
пионерские лагеря, издательства, типографии
и даже ателье. Сейчас композиторы отпущены
на вольные хлеба. Из некогда обширной «со
бесовской» линии интерес может представ
лять разве что экономичный отдых в трёх до
мах творчества (Руза, Иваново, Сортавала) и
медицинское обеспечение ветеранам. Одна
ко и отдых, и медицина – удел избранных. В
основном современный Союз даёт компози
торам возможность ощутить некую «причаст
ность к цеху». Но её можно почувствовать и в
рамках ассоциации – для этого необязательно
содержать административный аппарат. К то
му же нынешние композиторы не просят дар
мовых благ. Заработать они готовы сами. От
Союза им в первую очередь нужно обеспече
ние правовых и социальных гарантий.
А как их обеспечить, если в российском
профессиональном реестре профессия «ком
позитор» не значится? Следовательно, от
сутствуют пенсии, соцльготы, оплата боль
ничного листа, декретного отпуска и т.д. И
Союз уже несёт потери – первое поколение
его молодёжного отделения («МолОт») прак
тически в полном составе трудоустроилось за
границей. Дело доходит до абсурда. Кафедры
композиции российских консерваторий вы
пускают специалистов с несуществующей
профессией. На «Мосфильме», например,
есть штатный туалетный работник, а компо
зитора – нет. Представители этой специаль
ности значатся аранжировщиками, музредак
торами, завмузами. Любое сопутствующее
композиции явление может быть оформлено
по трудовой книжке, кроме композитора.
Руководство Союза в курсе этой пробле
мы, иначе не включило бы в декларацию сло
ва о том, что «принятие законодательного ак
та, утверждающего статус композитора, есть
дело государственной важности». Однако
конкретных шагов по инициированию упо
мянутого акта либо поправок к уже действу
ющим законам сделано не было. Результат
– сотни российских композиторов так и не
могут вписать себе в трудовую книжку это
гордое слово.
РЕГИОН ПИШЕМ, ЦЕНТР В УМЕ
С
татус творческой личности напрямую
связан со статусом организации. И это
тоже не новость для руководства. О том,
что творческие союзы, в том числе компози
торский, в законодательном порядке должны
стать профессиональными творческими инсти
туциями (сейчас они находятся на положении
общественных), а это, в свою очередь, должно
принципиально изменить систему контактов
государства и творческого объединения, напи
сано в декларации. Говорится в ней и о том, что
отдельная строка в закон о бюджете, посвящён
ная финансированию союзов (как на федераль
ном, так и на региональных уровнях), позволит
решить многие проблемы – например, упоря
дочить систему государственных заказов и от
ношения с филармониями.
Последний съезд констатировал факт «не
достаточного исполнения современных про
изведений музыкальными коллективами и те
атрами страны» и посчитал целесообразным
введение квоты на обязательное включение в
репертуар концертных организаций музыки
композиторов России. Подвижек в этой об
ласти почти не наметилось. Можно, конеч
но, говорить, что на современную музыку нет
спроса. Но если нет предложения, откуда он
появится?
Окончание на стр. 8
книг о «запретном», стал позднее
ярким пропагандистом новых по
сравнению с романтическим ис
кусством принципов литературно
го мастерства, собрал вокруг се
бя группу литературной молодёжи
(«золаистами» были в разной сте
пени Мопассан, Доде, Гюисманс).
В орбиту натурализма им, как уже
художественным критиком, были
втянуты Э. Мане (создавший зна
менитый портрет писателя), им
прессионисты, которых он лично
Стремительно проделав путь
от эпигона романтизма, упаков
щика книг в парижском издатель
стве Ашетт, литературного бунта
рямаргинала (в 1860е годы) до
признанного главы «школы», ка
валера ордена Почётного легиона
(1888), в 1890е Золя выступил в
роли «совести нации». Как политик
он сменил в этом качестве защит
ника отверженных Виктора Гюго.
Борясь за оправдание А. Дрейфу
са, офицера французского ген
штаба, обвинённого в государ
ственной измене в пользу немцев
(еврейское происхождение Дрей
фуса способствовало всплеску
антисемитизма, разделивше
му французов на дрейфусаров и
антидрейфусаров), Золя напеча
тал 13 января 1898 года на стра
ницах газеты «Л’Орор» открытое
письмо президенту Франции. Оно
начиналось с негодующим «Я об
виняю». Со временем это J’accuse
сделалось нарицательным обо
значением гражданской честно
сти писателя, имеющего смелость
противопоставить свою позицию
государственной власти.
Темперамент, по всей видимо
сти, передался Золя от отцаита
льянца (мать писателя была пари
жанкой), талантливого инженера,
строителя железных дорог и дру
гих общественных сооружений.
Детство Эмиля прошло на юге,
в ЭксанПровансе, где Ф. Золя
отвечал за строительство ороси
тельного канала. Любопытно, что в
коллеже Экса Золя сблизился с
Полем Сезанном (рядом черт ко
торого он наделил героя романа
«Творчество» Клода Лантье – мно
голетняя дружба с другом юности
на этом, правда, по инициативе
Сезанна закончилась), начал пи
сать стихи, увлёкся Мюссе, Гюго.
После смерти отца и возвраще
ния в Париж семья Эмиля впала в
нужду. Сам он не смог стать ба
калавром, так как, окончив лицей
Людовика Святого, дважды прова
лился на выпускном экзамене.
Окончание на стр. 4
КНИГА НЕДЕЛИ
Андрей
Дементьев.
Я продолжаю
влюбляться
в тебя... – М.:
Эксмо, 2015. –
352 с. – 4000 экз.
Андрей Дементьев – поэт подлинно на
родный. Его действительно и совершенно
искренне любят и просто ценители поэзии,
и профессионалы. Книги его издаются и рас
купаются, на его стихи написаны десятки пе
сен, Дементьева цитируют, переводят на дру
гие языки.
Каждая книга автора – событие в поэти
ческой жизни России. Новый сборник сти
хотворений «Я продолжаю влюбляться в те
бя...» развивает тему любви, центральную в
творчестве Дементьева, любви к женщине, к
Родине, к своей земле. Главный секрет обая
ния его традиционной поэтики – в абсолют
ном приятии жизни, со всеми её радостями
и разочарованиями. Подобно Пушкину Де
ментьев – поэт «светлой печали», а точнее
– поэт, чувствующий радость острее боли. В
поэзии это настоящая редкость – интонация
глубокого счастья, мудрая интонация прия
тия всего сущего.
Книга посвящена любимой жене Анне, и в
самом деле в сборнике много стихотворений
обращено к музе поэта.
Семейная жизнь –
Как нежданный мотив.
Я трижды пропел...
И, как видите, жив,
Устав от иллюзий,
По чуду скорбя,
Я верил,
Что всётаки встречу тебя.
Что жизнь не должна
Разминуться с мечтой,
Какой бы далёкой
Она ни была.
И словно услышав,
Ты тихо вошла
И поразила своей красотой.
КЛАСС ПРЕМИУМ
До встречи в Стокгольме!
К
огда верстался номер, в редакцию
пришла сенсационная новость. На
Нобелевскую премию по литерату
ре выдвинут Алексей Улюкаев. Инициатива
выдвижения принадлежит редакции журна
ла «Знамя», несколько лет назад открывшей
миру недюжинный поэтический талант фи
нансиста. Надеемся, что Нобелевский коми
тет оценит творчество поэта без предвзятости,
не ориентируясь на санкционную политику
ряда стран по отношению к России.
Алексей УЛЮКАЕВ
Эх, dolce vita. Сладко, Витя? Что ж, Витёк
Смотри: родное пепелище
Отсюда попросту убёг
Любой кто не хотел быть нищим
Рванул отсюда со всех ног
А мы с тобой тут пепел ищем
Ну да, вот этот пепел нищих
Вот этот дедов магарыч
Припрятанный на случай «Ч»
Бежали побросав посуду
Брели чрез ветры и простуды
Брели в Москву в Москву в Москву
Как грится разгонять тоску
А разогнали жизнь впустую
Мою мелодию простую
Ты видно Витя не вполне…
Ах, бес мне скучно скучно мне!
Мы шли к отеческим гробам
А тут бедлам
РИА «Новости»
Стр.1