www.lgz.ru
№ 50 (6536)
17–23 декабря 2015 г.
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
В НОМЕРЕ
Европа
стреляет в себя
Исполнилось 70 лет
с начала заседаний
Нюрнбергского трибунала.
На Западе дата не осталась
без внимания. И не только
из простого интереса к
истории: всё слышнее
голоса, выражающие
сомнения в его итогах.
Какие новые тенденции в
развитии старушки Европы
очевидны уже сегодня?
СТР. 3
Московским
театрам
приказано
Отчитались...
Подведены итоги Года литературы
выживать
Столичные театры
должны отныне
жить, руководствуясь
не творческими
соображениями, а
«дорожной картой»,
разработанной
городскими властями. Не
жить – выживать! Об этом
шла речь на закрытом (!)
совещании с худруками
известных далеко за
пределами Москвы
коллективов. Но «ЛГ» всё
же узнала подробности
разговора.
СТР. 8
Катынь:
вопросы
остаются
«ЛГ» не раз обращалась
к теме Катынской
трагедии. Недавно мы
опубликовали интервью
доктора исторических наук
А. Плотникова нашему
корреспонденту. В связи
с этим заместитель посла
Польши в РФ Мирослав
Чещлик прислал в
редакцию своё письмо,
которое мы опубликовали.
Но его невозможно
оставить без ответа.
СТР. 9
Лев Толстой
объединил
нацию
Грандиозная телеэпопея
«Война и мир. Читаем
роман» была показана на
канале «Культура», но не
всем это понравилось.
СТР. 10
Великий
и могучий
опять
в опасности?
Заканчивается обсуждение
и внесение поправок
в новую Концепцию
преподавания русского
языка и литературы.
Так как же будут теперь
изучать русский язык
наши дети? Исходя из
того, что он лишь средство
общения, или из того,
что русский язык – это
национальнокультурный
феномен, государственный
язык?
СТР. 11
Чем питается
мозг?
Ответ очевиден:
кормим мы свой мозг
информацией. Вот только
какой?
СТР. 14
На прошлой неделе наш сайт
www.lgz.ru посетили 39 177 чело
век. Заходите!
Когда 2015й был объяв
лен Годом литературы, многие
литераторы воодушевились.
Забрезжила надежда, что на
копившиеся проблемы лите
ратурного мира начнут нако
нец решаться. Год подходит
к концу. К сожалению, ожи
даний он не оправдал. К тем,
кому было поручено куриро
вать его проведение, накопи
лось много вопросов. Поче
му в этом году стремительно
стали закрываться книжные
магазины? По каким причи
нам в программе Года лите
ратуры почти не было уделено
внимания авторам из нацио
нальных республик России?
На основании чего делегации
писателей на международные
книжные выставки попреж
нему формировались из од
ной и той же непрезентатив
ной группы литераторов, чьи
взгляды на Россию и её исто
рию однотипны и весьма субъ
ективны? По каким критериям
существующий за бюджетные
деньги Институт перевода вы
бирал книги для перевода на
иностранные языки? Действи
тельно ли организаторы книж
ного фестиваля на Красной
площади ставили целью пре
вратить его в парад массовой
литературы? Почему в бюд
жете Года литературы не на
шлось средств для поддерж
ки старейших литературных
изданий? Как получилось,
что от участия в мероприяти
ях Года литературы оказались
отстранены практически все
писательские союзы? Поче
му до сих пор не появилось
российское литературное об
щество, идею создания кото
рого два года назад, во вре
мя Российского литературного
собрания, поддержал прези
дент России? На чьей совести
то, что писатели фактически
не появлялись в медиапро
странстве, а Год литературы
на ТВ свёлся только к чтению
«Войны и мира»? Кто затор
мозил начавшееся сближение
либеральной и консерватив
ной литературных страт, неу
клюжими действиями только
усугубляя раскол? Наверное,
на эти вопросы нет ответов и
у кураторов Года литературы.
Но очевидно одно: пока функ
ционирует созданная в 90е
годы система, где решающее
слово остаётся за книгопро
давцами и ангажированными
чиновниками, а не за писате
лями, изменений к лучшему
ждать не приходится.
СТРАННОВЕДЕНИЕ
Газ кончится, литература останется…
П
оначалу казалось, что
СанктПетербургский
международный культур
ный форум провалился ещё до его
начала. Видимо, над его устрои
телями витала тень Междуна
родного СанктПетербургского
книжного салона. Организаци
онный бардак удручал. Очереди
на регистрацию своей длиной
напоминали очереди за водкой в
горбачёвские времена. Многие,
даже достоявшись, слышали ро
ковое: «У нас произошла потеря
данных. Вас нет. Приходите зав
тра». Грешным делом думалось,
что при подведении итогов Года
литературы данные тоже потеря
ются. Но, к счастью, на пленар
ном заседании «От Года литера
туры к читающей стране» многие
выступающие буквально слово в
слово повторяли то, о чём «ЛГ»
писала весь этот год.
Так, президент Российского
книжного союза Сергей Степа
шин отметил, что в Год литера
туры не удалось преодолеть тен
денцию исчезновения книжных
магазинов, что не получилось
придать программе поддержки
чтения государственный харак
тер. А лауреаты «Большой кни
ги» традиционно были выбраны
из авторов, чьи произведения не
пользуются большим читатель
ским спросом. Горечь, боль и не
доумение сквозили в словах Сер
гея Степашина, когда он говорил
о том, что Федеральное агентство
по печати и массовым коммуника
циям входит в состав Министер
ства связи, призванного занимать
ся айфонами и айпадами, а вовсе
не книгами… Выступление Сергея
Вадимовича было, безусловно, са
мым фундаментальным, особенно
важно, что он подчеркнул необхо
димость продолжения работы орг
комитета Года литературы и в сле
дующем году.
Действительно, дел ещё не
впроворот. Советник президента
по культуре Владимир Толстой
посетовал: первые лица страны
прекрасно понимают значение
серьёзной книги, однако оста
новить стремительное падение
интереса к чтению не удаётся.
Немного беспомощно и песси
мистично прозвучало это из уст
крупного чиновника. Наверное,
следовало бы добавить, что вряд
ли этот интерес возникнет, если
без конца издавать и переиздавать
тех, кто даже при всей прочности
административных ходулей так
и не дотянулся до художествен
ного уровня. А те, кто пытает
ся разбить этот ущербный круг,
слышат от издателей лишь одно:
«Мы не хотим рисковать своими
деньгами». Но на то и чиновни
чьи речи, чтобы домысливать и
читать между строк. Андрей Де
ментьев в своём выступлении от
метил: главным нашим общим
врагом является низкий уровень
культуры, тем самым обозначив
национальную культурную идею
– идею просвещения. Евгений
Евтушенко, как всегда пламен
но, говорил об объединении всех
общественных писательских ор
ганизаций. И пусть наезжающий
в Россию время от времени поэт
не осведомлён обо всех нюансах
О
КНИГА НЕДЕЛИ
Питер Финн, Петра
Куве. Дело Живаго.
Кремль, ЦРУ и битва
за запрещённую
книгу / Пер. с англ.
Л.А. Игоревского. –
М.: ЗАО «Издательство
«Центрполиграф, 2015. –
349 с. – 3000 экз.
собенно важен выход этой книги в Год
литературы, несомненно, говорящий
или даже кричащий о том, что лите
ратура – дело государственной важности,
что книга – достояние народа и что нельзя
бросать искусство на произвол судьбы. И не
плохо было бы всем, имеющим отношение
к литературе и к организации Года литера
туры, ознакомиться с данной книгой. Речь
в «Деле Живаго» идёт о судьбе романа Бо
риса Пастернака «Доктор Живаго». Впро
чем, из названия «Кремль, ЦРУ и битва за
запрещённую книгу» становится понятно,
что «Доктор Живаго» – роман, повлиявший
не только на отечественную словесность, но
и на политическую ситуацию в стране и, ес
ли угодно, в мире. Создавший определённый
имидж России за рубежом. К сожалению,
скорее негативный и, возможно, послужив
ший своего рода точкой отсчёта: Нобелев
скую премию получает тот писатель, кни
ги которого в России или запрещены, или в
них обязательно должна присутствовать не
нависть к собственной стране, желательно с
передёргиванием исторических фактов и с
русофобским уклоном. Последний недавний
пример – получение этой награды Светла
ной Алексиевич.
С «Доктором Живаго», конечно, всё было
сложнее. В 1957 году за рубежом роман увидел
свет. В 1958 году Шведская академия награди
ла Бориса Пастернака Нобелевской премией
по литературе. В СССР разгорелся скандал, за
которым последовала травля писателя. Соб
ственно, история публикации «Доктора Жива
го» за границей, а также сопутствующие этому
драматические обстоятельства описаны в «Де
ле Живаго» со всеми подробностями не только
фактической стороны дела, подтверждённой
документальными свидетельствами, но и вос
созданием атмосферы того времени. Сам же
Пастернак, по мнению авторов книги, вовсе
не был яростным антисоветчиком, как и по сей
день некоторые думают: «Любопытны много
численные версии встреч с сильными мира сего,
которые отмечают его отношения с Советским
государством. <...> Пастернак никогда откры
то не демонстрировал враждебности по отно
шению к советской власти, а его отношение к
вождям колебалось между заворожённостью и
ненавистью...»
ВАС БЕСПОКОИТ «ЛГ»
Театр имени поэта
Одному из старей
ших театров Рос
сии и первому рус
скому театру на
Северном Кавказе
– Ставропольскому
академическому ор
дена «Знак Почёта»
театру драмы – ис
полняется 170 лет.
Мы связались с его
директором, заслу
женным работником
Продолжение темы на стр. 4, 5, 6, 10, 12, 16
культуры Евгением Ивановичем ЛУГАН
СКИМ, и поздравили его не только с этой
датой, но и с присвоением ему звания
«Герой труда Ставрополя».
деятельности нынешних Союзов
писателей, с ним трудно не согла
ситься. «ЛГ» уже многие годы на
стаивает на начале объединитель
ного литературного процесса. О
выступлениях Дмитрия Бака и
Евгения Водолазкина сказать не
чего, поскольку они напоминали
филологическую криптограмму,
ключ от которой навсегда поте
рян. Жаль, что в работе заседа
ния не принял участия глава Фе
дерального агентства по печати и
массовым коммуникациям Ми
хаил Вадимович Сеславинский.
Вероятно, у библиофилов каж
дый час расписан и пленарное за
седание в его графике не значи
лось. Хорошо, что пришёл один
из его заместителей и наблюдал
за всем происходящим с улыбкой.
Издалека казалось, что грустной.
И всё же ощущение от под
ведения итогов Года литературы
осталось оптимистичное. Ведь
Игорь Волгин заверил нас: газ и
нефть в России скоро кончатся,
а литература останется.
Б. ОЧЕВИДЦЕВ
– Спасибо любимой газете за тёплые слова.
Благодарен за такую высокую оценку не только мо
его труда, но и труда всего коллектива. Нам 170!
В Ставрополе в позапрошлом веке бывали Пушкин,
Грибоедов, Одоевский. Дважды был и Михаил Лер
монтов, чьё имя театр носит с 1964 года.
Мы бережно храним традиции, заложенные на
шими предшественниками, находимся в постоян
ном поиске, используя мировой опыт, осуществляя
много новых проектов. Это участие в фестивалях
и конкурсах, это приглашение прославленных ре
жиссёров, композиторов и художников, это сотруд
ничество с ведущими драматургами страны. У нас
есть опыт сотрудничества с режиссёрами других
стран – Моника Василиу (Кипр) ставила «Медею»
Еврипида, Кристиан Ремер (Германия) – «Ковар
ство и любовь» Шиллера. У нас сильная режис
сёрская команда – заслуженный деятель искусств
Валентин Бирюков и народная артистка Зубкова,
заявившая о себе не только как актриса. Постав
ленные 52 спектакля всегда востребованы. В те
атре немало молодёжи, выпускников актёрского
факультета искусств, открытого в местном универ
ситете по нашей инициативе.
Ваня») А. Чехова, «Недоросль» Д. Фонвизина, «Ма
скарад» и «Герой нашего времени» М. Лермонтова,
«Безумный, безумный день...» П. Бомарше, «В спи
сках не значился» Б. Васильева, «Тётки» А. Коров
кина, «Страсти по Торчалову» Н. Воронова.
В планах – обменные гастроли в Минск. В Бело
руссии мы побывали в этом году и вновь получили
приглашение. Что касается планов... Коллегиально
было решено взять в репертуар старинную пье
су ставропольского автора И. Сургучёва «Игра»,
а также «Соколы и вороны» А. СумбатоваЮжина,
«Мастера и Маргариту» М. Булгакова и «Шикарную
свадьбу» Р. Хоудона.
У нас идут спектакли «Пропала жизнь» («Дядя
В коллаже использовано фото Сергея КОЛЕСНИКОВА / Фотобанк Лори
Стр.1