Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Литературная газета

Литературная газета №50 2015 (15,00 руб.)

0   0
Страниц20
ID350490
Аннотация«Литературная газета» - старейшее российское периодическое издание. Первый номер газеты, основанный группой литераторов при ближайшем участии А.С. Пушкина вышел 1 января 1830 года. Сегодня «ЛГ» - прежде всего общественно-политический еженедельник для широкого круга интеллигенции, посвященный политике и экономике, обществу, литературе и искусству, человеку. Обязательные темы каждого выпуска: «События и мнения», «Политика», «Общество», «Литература», «Искусство», знаменитый «Клуб 12 стульев». Периодически выходят номера с обширными приложениями: «Действующие лица», «ЛАД - Российско-Белорусская газета», «Клуб 206». «Литературная газета» - неотъемлемая часть истории, культуры и духовной жизни России, ее национальное достояние.
Литературная газета .— Москва : Редакция "Литературной газеты" .— 2015 .— №50 .— 20 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/350490 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

8 Катынь: вопросы остаются «ЛГ» не раз обращалась к теме Катынской трагедии. <...> В связи с этим заместитель посла Польши в РФ Мирослав Чещлик прислал в редакцию своё письмо, которое мы опубликовали. <...> 9 Лев Толстой объединил нацию Грандиозная телеэпопея «Война и мир. <...> По каким причи нам в программе Года литературы почти не было уделено внимания авторам из нацио нальных республик России? <...> На чьей совести то, что писатели фактически не появлялись в медиапро странстве, а Год литературы на ТВ свёлся только к чтению «Войны и мира»? <...> – 3000 экз. собенно важен выход этой книги в Год литературы, несомненно, говорящий или даже кричащий о том, что лите ратура – дело государственной важности, что книга – достояние народа и что нельзя бросать искусство на произвол судьбы. <...> Дважды был и Михаил Лер монтов, чьё имя театр носит с 1964 года. <...> ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА, № 50 (6536) 17–23 декабря 2015 г. ФОТОГЛАС В СанктПетербурге в сквере у Московских ворот открыт первый в стране памятник вы дающему российскому деятелю и полководцу, герою Отечественной войны 1812 года Миха илу Милорадовичу. <...> 84997880112 начальник отдела Анна Феклина Экспортная подписка – по каталогам «МКПериодики» и «East View Publications» Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций Свидетельство ПИ № ФС7735721 от 20.03.2009 г. Адрес редакции: Хохловский переулок, д. <...> Фёдор ЕВГЕНЬЕВ Фёдор ЕВГЕНЬЕВ ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА, № 50 (6536) 17–23 декабря 2015 г. МИР И МЫ 3 ВЗГЛЯД Европа стреляет в себя Эхо Нюрнберга отражается на западной цивилизации Исполнилось 70 лет с начала заседаний Нюрнбергского трибунала. <...> Бесчеловечные практики нацизма прин ципиально не отличались от того, чем при вычно занимались европейские народы в колониях, разве что были более централи зованными. <...> Но мы как победители диктовали условия будущего мира, и одним из них было осуждение нацизма. <...> Наш ужас от нацизма – специфически наш, русский, он не западный <...>
Литературная_газета_№50_2015.pdf
www.lgz.ru № 50 (6536) 17–23 декабря 2015 г. Газета основана в 1830 году при участии А. С. ПУШКИНА Издание возобновлено в 1929 году при поддержке М. ГОРЬКОГО В НОМЕРЕ Европа стреляет в себя Исполнилось 70 лет с начала заседаний Нюрнбергского трибунала. На Западе дата не осталась без внимания. И не только из простого интереса к истории: всё слышнее голоса, выражающие сомнения в его итогах. Какие новые тенденции в развитии старушки Европы очевидны уже сегодня? СТР. 3 Московским театрам приказано Отчитались... Подведены итоги Года литературы выживать Столичные театры должны отныне жить, руководствуясь не творческими соображениями, а «дорожной картой», разработанной городскими властями. Не жить – выживать! Об этом шла речь на закрытом (!) совещании с худруками известных далеко за пределами Москвы коллективов. Но «ЛГ» всё же узнала подробности разговора. СТР. 8 Катынь: вопросы остаются «ЛГ» не раз обращалась к теме Катынской трагедии. Недавно мы опубликовали интервью доктора исторических наук А. Плотникова нашему корреспонденту. В связи с этим заместитель посла Польши в РФ Мирослав Чещлик прислал в редакцию своё письмо, которое мы опубликовали. Но его невозможно оставить без ответа. СТР. 9 Лев Толстой объединил нацию Грандиозная телеэпопея «Война и мир. Читаем роман» была показана на канале «Культура», но не всем это понравилось. СТР. 10 Великий и могучий опять в опасности? Заканчивается обсуждение и внесение поправок в новую Концепцию преподавания русского языка и литературы. Так как же будут теперь изучать русский язык наши дети? Исходя из того, что он лишь средство общения, или из того, что русский язык – это национальнокультурный феномен, государственный язык? СТР. 11 Чем питается мозг? Ответ очевиден: кормим мы свой мозг информацией. Вот только какой? СТР. 14 На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru посетили 39 177 чело век. Заходите! Когда 2015й был объяв лен Годом литературы, многие литераторы воодушевились. Забрезжила надежда, что на копившиеся проблемы лите ратурного мира начнут нако нец решаться. Год подходит к концу. К сожалению, ожи даний он не оправдал. К тем, кому было поручено куриро вать его проведение, накопи лось много вопросов. Поче му в этом году стремительно стали закрываться книжные магазины? По каким причи нам в программе Года лите ратуры почти не было уделено внимания авторам из нацио нальных республик России? На основании чего делегации писателей на международные книжные выставки попреж нему формировались из од ной и той же непрезентатив ной группы литераторов, чьи взгляды на Россию и её исто рию однотипны и весьма субъ ективны? По каким критериям существующий за бюджетные деньги Институт перевода вы бирал книги для перевода на иностранные языки? Действи тельно ли организаторы книж ного фестиваля на Красной площади ставили целью пре вратить его в парад массовой литературы? Почему в бюд жете Года литературы не на шлось средств для поддерж ки старейших литературных изданий? Как получилось, что от участия в мероприяти ях Года литературы оказались отстранены практически все писательские союзы? Поче му до сих пор не появилось российское литературное об щество, идею создания кото рого два года назад, во вре мя Российского литературного собрания, поддержал прези дент России? На чьей совести то, что писатели фактически не появлялись в медиапро странстве, а Год литературы на ТВ свёлся только к чтению «Войны и мира»? Кто затор мозил начавшееся сближение либеральной и консерватив ной литературных страт, неу клюжими действиями только усугубляя раскол? Наверное, на эти вопросы нет ответов и у кураторов Года литературы. Но очевидно одно: пока функ ционирует созданная в 90е годы система, где решающее слово остаётся за книгопро давцами и ангажированными чиновниками, а не за писате лями, изменений к лучшему ждать не приходится. СТРАННОВЕДЕНИЕ Газ кончится, литература останется… П оначалу казалось, что СанктПетербургский международный культур ный форум провалился ещё до его начала. Видимо, над его устрои телями витала тень Междуна родного СанктПетербургского книжного салона. Организаци онный бардак удручал. Очереди на регистрацию своей длиной напоминали очереди за водкой в горбачёвские времена. Многие, даже достоявшись, слышали ро ковое: «У нас произошла потеря данных. Вас нет. Приходите зав тра». Грешным делом думалось, что при подведении итогов Года литературы данные тоже потеря ются. Но, к счастью, на пленар ном заседании «От Года литера туры к читающей стране» многие выступающие буквально слово в слово повторяли то, о чём «ЛГ» писала весь этот год. Так, президент Российского книжного союза Сергей Степа шин отметил, что в Год литера туры не удалось преодолеть тен денцию исчезновения книжных магазинов, что не получилось придать программе поддержки чтения государственный харак тер. А лауреаты «Большой кни ги» традиционно были выбраны из авторов, чьи произведения не пользуются большим читатель ским спросом. Горечь, боль и не доумение сквозили в словах Сер гея Степашина, когда он говорил о том, что Федеральное агентство по печати и массовым коммуника циям входит в состав Министер ства связи, призванного занимать ся айфонами и айпадами, а вовсе не книгами… Выступление Сергея Вадимовича было, безусловно, са мым фундаментальным, особенно важно, что он подчеркнул необхо димость продолжения работы орг комитета Года литературы и в сле дующем году. Действительно, дел ещё не впроворот. Советник президента по культуре Владимир Толстой посетовал: первые лица страны прекрасно понимают значение серьёзной книги, однако оста новить стремительное падение интереса к чтению не удаётся. Немного беспомощно и песси мистично прозвучало это из уст крупного чиновника. Наверное, следовало бы добавить, что вряд ли этот интерес возникнет, если без конца издавать и переиздавать тех, кто даже при всей прочности административных ходулей так и не дотянулся до художествен ного уровня. А те, кто пытает ся разбить этот ущербный круг, слышат от издателей лишь одно: «Мы не хотим рисковать своими деньгами». Но на то и чиновни чьи речи, чтобы домысливать и читать между строк. Андрей Де ментьев в своём выступлении от метил: главным нашим общим врагом является низкий уровень культуры, тем самым обозначив национальную культурную идею – идею просвещения. Евгений Евтушенко, как всегда пламен но, говорил об объединении всех общественных писательских ор ганизаций. И пусть наезжающий в Россию время от времени поэт не осведомлён обо всех нюансах О КНИГА НЕДЕЛИ Питер Финн, Петра Куве. Дело Живаго. Кремль, ЦРУ и битва за запрещённую книгу / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО «Издательство «Центрполиграф, 2015. – 349 с. – 3000 экз. собенно важен выход этой книги в Год литературы, несомненно, говорящий или даже кричащий о том, что лите ратура – дело государственной важности, что книга – достояние народа и что нельзя бросать искусство на произвол судьбы. И не плохо было бы всем, имеющим отношение к литературе и к организации Года литера туры, ознакомиться с данной книгой. Речь в «Деле Живаго» идёт о судьбе романа Бо риса Пастернака «Доктор Живаго». Впро чем, из названия «Кремль, ЦРУ и битва за запрещённую книгу» становится понятно, что «Доктор Живаго» – роман, повлиявший не только на отечественную словесность, но и на политическую ситуацию в стране и, ес ли угодно, в мире. Создавший определённый имидж России за рубежом. К сожалению, скорее негативный и, возможно, послужив ший своего рода точкой отсчёта: Нобелев скую премию получает тот писатель, кни ги которого в России или запрещены, или в них обязательно должна присутствовать не нависть к собственной стране, желательно с передёргиванием исторических фактов и с русофобским уклоном. Последний недавний пример – получение этой награды Светла ной Алексиевич. С «Доктором Живаго», конечно, всё было сложнее. В 1957 году за рубежом роман увидел свет. В 1958 году Шведская академия награди ла Бориса Пастернака Нобелевской премией по литературе. В СССР разгорелся скандал, за которым последовала травля писателя. Соб ственно, история публикации «Доктора Жива го» за границей, а также сопутствующие этому драматические обстоятельства описаны в «Де ле Живаго» со всеми подробностями не только фактической стороны дела, подтверждённой документальными свидетельствами, но и вос созданием атмосферы того времени. Сам же Пастернак, по мнению авторов книги, вовсе не был яростным антисоветчиком, как и по сей день некоторые думают: «Любопытны много численные версии встреч с сильными мира сего, которые отмечают его отношения с Советским государством. <...> Пастернак никогда откры то не демонстрировал враждебности по отно шению к советской власти, а его отношение к вождям колебалось между заворожённостью и ненавистью...» ВАС БЕСПОКОИТ «ЛГ» Театр имени поэта Одному из старей ших театров Рос сии и первому рус скому театру на Северном Кавказе – Ставропольскому академическому ор дена «Знак Почёта» театру драмы – ис полняется 170 лет. Мы связались с его директором, заслу женным работником Продолжение темы на стр. 4, 5, 6, 10, 12, 16 культуры Евгением Ивановичем ЛУГАН СКИМ, и поздравили его не только с этой датой, но и с присвоением ему звания «Герой труда Ставрополя». деятельности нынешних Союзов писателей, с ним трудно не согла ситься. «ЛГ» уже многие годы на стаивает на начале объединитель ного литературного процесса. О выступлениях Дмитрия Бака и Евгения Водолазкина сказать не чего, поскольку они напоминали филологическую криптограмму, ключ от которой навсегда поте рян. Жаль, что в работе заседа ния не принял участия глава Фе дерального агентства по печати и массовым коммуникациям Ми хаил Вадимович Сеславинский. Вероятно, у библиофилов каж дый час расписан и пленарное за седание в его графике не значи лось. Хорошо, что пришёл один из его заместителей и наблюдал за всем происходящим с улыбкой. Издалека казалось, что грустной. И всё же ощущение от под ведения итогов Года литературы осталось оптимистичное. Ведь Игорь Волгин заверил нас: газ и нефть в России скоро кончатся, а литература останется. Б. ОЧЕВИДЦЕВ – Спасибо любимой газете за тёплые слова. Благодарен за такую высокую оценку не только мо его труда, но и труда всего коллектива. Нам 170! В Ставрополе в позапрошлом веке бывали Пушкин, Грибоедов, Одоевский. Дважды был и Михаил Лер монтов, чьё имя театр носит с 1964 года. Мы бережно храним традиции, заложенные на шими предшественниками, находимся в постоян ном поиске, используя мировой опыт, осуществляя много новых проектов. Это участие в фестивалях и конкурсах, это приглашение прославленных ре жиссёров, композиторов и художников, это сотруд ничество с ведущими драматургами страны. У нас есть опыт сотрудничества с режиссёрами других стран – Моника Василиу (Кипр) ставила «Медею» Еврипида, Кристиан Ремер (Германия) – «Ковар ство и любовь» Шиллера. У нас сильная режис сёрская команда – заслуженный деятель искусств Валентин Бирюков и народная артистка Зубкова, заявившая о себе не только как актриса. Постав ленные 52 спектакля всегда востребованы. В те атре немало молодёжи, выпускников актёрского факультета искусств, открытого в местном универ ситете по нашей инициативе. Ваня») А. Чехова, «Недоросль» Д. Фонвизина, «Ма скарад» и «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Безумный, безумный день...» П. Бомарше, «В спи сках не значился» Б. Васильева, «Тётки» А. Коров кина, «Страсти по Торчалову» Н. Воронова. В планах – обменные гастроли в Минск. В Бело руссии мы побывали в этом году и вновь получили приглашение. Что касается планов... Коллегиально было решено взять в репертуар старинную пье су ставропольского автора И. Сургучёва «Игра», а также «Соколы и вороны» А. СумбатоваЮжина, «Мастера и Маргариту» М. Булгакова и «Шикарную свадьбу» Р. Хоудона. У нас идут спектакли «Пропала жизнь» («Дядя В коллаже использовано фото Сергея КОЛЕСНИКОВА / Фотобанк Лори
Стр.1