www.lgz.ru
№ 38 (6480)
1–7 октября 2014 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
От работника
до хозяина
В условиях жёстких
санкций нужны новые
формы организации
производства.
Коллективная
собственность – не
панацея от всех бед,
но достаточно мощное
средство объединения
интересов личности,
общества и государства.
СТР. 3
Выпадающий
из строя
Кто таков Константин
Дмитриевич Воробьёв,
воин и писатель? Почему
он так и не стал культовым
автором и почему критики
не разглядели в нём
выдающегося художника?
Обо всём этом размышляет
харьковский поэт
Станислав Минаков.
СТР. 5
Чжоу Шаохуа:
«Культура – это
дух искусства…»
В рамках мероприятий
Года культуры Китая в
России Государственный
музей Востока проводит
выставку выдающегося
китайского художника,
теоретика искусства,
патриарха национальной
школы Чжоу Шаохуа
«Симфония человека и
Небес». Широкая публика
в России знакомится с его
творчеством впервые,
и «ЛГ» подготовила
для своих читателей
эксклюзивное интервью с
мастером…
СТР. 8
«Отбросить
всякую
политику
и стать просто
патриотом»
Как вели себя в годы
Первой мировой войны
либералызападники,
взаимоотношения
которых с действующей
властью никогда не были
простыми.
СТР. 9
Земную
жизнь пройдя
наполовину
Учреждая Международный
день пожилых людей,
который отмечается 1
октября, ООН призвал
правительства заботиться
не только об увеличении
продолжительности
жизни, но и о её качестве.
О том, как живут, что
вспоминают и о чём
мечтают наши люди
третьего возраста, на
полосе «Человек».
СТР. 13
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 31 205 человек. Заходите!
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ. РУССКИЙ АКТЕР
«Мужики!» – так, попростому, впервые
обратился к многомиллионному зрителю
великого СССР будущий народный артист
России, кавалер ордена «За Заслуги пе
ред Отечеством» IV степени Александр
Яковлевич Михайлов как внезапный отец
троих детей, работающий на суровом Се
вере и не теряющий самообладания даже
в самых сложных ситуациях. Обратился с
большого экрана за сочувствием, откли
ком, поддержкой – и в ответ получил мно
голетнюю любовь соотечественников. В
следующий раз он оказался «пиратом» из
женского общежития, чем вызвал у од
них «мужиков» жалость, а у других – за
висть… После двух этих картин артист
стал понастоящему знаменитым: всем
сразу захотелось узнать, откуда ж он та
кой – обаятельный, добрый, положитель
ный, талантливый! – взялся?..
Голодное послевоенное детство его
прошло в степях Читинской области, где в
сырой землянке мать Степанида Наумов
на старалась воспитать сына хорошим че
ловеком, прививая любовь к прекрасному
– под балалайку пела ему народные пес
ни и частушки. А мальчик мечтал о Тихом
океане. Тогда семья переехала во Влади
восток, где Александр выучился на сле
саря и работал на рыболовецких судах и
дизельэлектроходах: два года ходил по
Охотскому, Берингову, Японскому мо
рям, был на Аляске, в Бристольском за
ливе (недаром же «пират»!)... Но как вы
пускник ремесленного училища, моряк
Тихоокеанского флота, электромеханик
на заводе и швейной фабрике в резуль
тате стал актёром? Антон Павлович Чехов
с пьесой «Иванов», показанной диплом
никами Дальневосточного института ис
кусств, круто изменил жизнь Александра
Михайлова – он поверил в себя, окончил
тот же институт в 1969м и дебютировал
ролью Раскольникова на сцене Примор
ского краевого драматического театра им.
Горького. Через год перешёл в Саратов
ский академический театр драмы, а через
10 лет перебрался в Москву: первыми ро
лями на сцене Театра им. Ермоловой были
Историк в спектакле «Я – человек» и док
тор Астров в «Дяде Ване». А затем публика
стала ходить на Александра Михайлова в
легендарный Малый театр.
После нескольких киноролей состоял
ся тот самый прорыв – роль Павла Зубо
ва в картине И. Бабич «Мужики!..» (1981).
Михайлов был удостоен премии Ленин
ского комсомола «за талантливое вопло
щение образов современников в кино и
высокое исполнительское мастерство»,
признан лучшим актёром по опросу жур
нала «Советский экран» (1982) и получил
Госпремию РСФСР им. братьев Василье
вых (1983). В 1980е он сыграл ещё в 17
фильмах: «Бешеные деньги» и «Победа»
Е. Матвеева, «Фронт в тылу врага» И. Го
стева, «Карнавал» Т. Лиозновой, «Мы ве
селы, счастливы, талантливы» А. Сурина,
СКАНДАЛ
УПАклонники
«Р
аньше вопрос воинов
ОУНУПА раскалы
вал страну, поэтому его
не ставили на повестку дня.
Сейчас очень хорошее время.
Сейчас время поставить этот
вопрос... Воинов УПА я вспо
минал как героев», – сообщил
гражданам президент Украи
ны Порошенко. И предложил
признать вояк УПА стороной
– участницей Второй мировой
войны. Хорошо ещё не сторо
нойпобедительницей!
Действительно, время для та
ких откровений как нельзя бо
лее подходящее. Именно в эти
дни под Донецком обнаружены
массовые захоронения мирных
граждан в местах, где до отсту
пления хозяйничали нацгвар
дейцы и подразделения укра
инской армии. Замученные
пытками, со связанными рука
ми, убитые выстрелами в упор...
Известный почерк палачей из
подразделений CC и их подруч
ных из батальонов украинских
националистов. Которых будто
клонировали сегодня и отпра
вили карателями в Луганск и
Донбасс.
То есть, по мнению Порошен
ко, нынешних украинцев уже не
разделяет отношение к пособни
кам фашистов, теперь они все
едины, все на их стороне, все
восхищаются их зверствами во
Львове, Хатыни, на Волыни...
Даже те, чьи отцы и деды с фа
шистами воевали. Хочется ве
рить, что Порошенко поспешил
с выводами и на Украине оста
лись те, кто знает и помнит на
шу общую историю, не предаст
память своих отцов. Если же нет,
то судьба страны с такими граж
данами печальна...
М
ожно подумать, что это счёт разгромно
го матча. Но это соотношение откликов
на сайте «Российской газеты»: 23 в поль
зу позиции Юрия Полякова и 10 – в поддержку
Натальи Солженицыной (по состоянию на 14.00
30 сентября).
Кажется, главный редактор «РГ» Владислав
Фронин переплюнул самые суровые пропагандист
ские издания советской эпохи по искусству «эконо
мии правды», скрыв этот факт от своих читателей.
«ЛГ», учитывая щекотливость ситуации, не хо
тела вступать в эту полемику. Но откровенные ис
кажения общественного мнения в официальном из
дании вынудили нас развернуть дискуссию по этому
поводу. В следующем номере вы узнаете, что дума
ют известные люди, а также читатели «РГ» и «ЛГ»
о литературнополитическом наследии А. Солже
ницына.
«Одиноким предоставляется общежитие»
С. Самсонова, «Змеелов» В. Дербенёва,
«Очарованный странник» И. Поплавской
по роману Н.С. Лескова и, конечно, непод
ражаемый Вася Кузякин в одной из самых
любимых в народе комедий «Любовь и го
луби» В. Меньшова…
Начинал актёр с дерзких, залихват
ских, бесстрашных героев, сейчас он
лиричен, негромок, углублён в размыш
ления о душе, и русскость для него –
высшее предназначение. С концертами
русских романсов, песен времён Граж
данской войны и казачьим фольклором
Михайлов гастролирует по стране: «Лю
бовь к песне, как, наверное, у многих си
биряков, с детства: ещё отец учил меня
петь казачьи песни, – рассказывал он
както в интервью. – Выступаю там, где
людям не очень хорошо – тюрьмы, дет
ские дома, бывал с концертами в Чечне.
Когдато мой дед сказал: «Люби Роди
ну больше, чем свою жизнь. Сердце от
дай людям. Душу – Господу Богу. А честь
оставь себе». С годами я понял, что толь
ко так и нужно жить».
«ЛГ» и её читатели сердечно поздрав
ляют Александра Михайлова с 70летием!
КНИГА НЕДЕЛИ
Т. Андронова.
Слишком мало оста
лось жить... Нико
лай Островский.
Биография. – М.:
Государственный
музей – Гуманитар
ный центр «Прео
доление» имени
Н.А. Островского,
2014. – 336 с. –
1000 экз.
110летие со дня рождения автора рома
на «Как закалялась сталь», переведённого на
десятки языков мира, привычно не заметило
отечественное телевидение. И не показало за
мечательную телеверсию романа с Владими
ром Конкиным в роли Павла Корчагина, более
сорока лет назад с успехом прошедшую по ЦТ.
Чиновники от образования до сих не опреде
лились с вопросом – вернуть ли в школьную
программу книгу, перевернувшую судьбы не
скольких поколений. И хотя доводов «за» зву
чит немало, услышит ли их гн Ливанов? Хоте
лось бы надеяться. Но «ЛГ» рада представить в
своей традиционной первополосной рубрике
биографию Николая Алексеевича Островско
го, вышедшую совсем недавно. Автор преди
словия Лев Аннинский восклицает: «Замеча
тельная книга! Она построена на огромном
фактическом материале, накопленном за деся
тилетия изучения феномена Николая Остров
ского в отечественной и зарубежной филоло
гии (с привлечением новейших источников).
Она безукоризненно выверена с научной точки
зрения, выстроена логично, последовательно,
сюжетноцелеустремлённо. Написана – плот
но, густо. И притом – читается легко! Не толь
ко потому, что автор владеет пером (что в этом
академическом жанре случается нечасто), а бо
лее всего потому, что в драматическом матери
але тут нащупана глубокая нравственная анти
теза, исследователь имеет исследовательскую
точку зрения на судьбу героя и смысл его тек
стов, и эта точка зрения актуальна».
Подробная родословная, рассказ о роди
телях и семье писателя, именно с этого на
чинается работа Т.И. Андроновой, сразу
настраивают читателей на обстоятельный и
действительно подробный, понастоящему
исследовательский разговор. Автор знает о
своём герое всё или почти всё и рада поде
литься этими уникальными знаниями. Шепе
товка, Киев, Бердянск, Берездов, Изяславль,
Харьков, Евпатория, Славянск. Как подруго
му звучат в наши дни названия мест, которые
оставили свой след в биографии Островско
го. Уже потом Новороссийск, Москва, Сочи,
опять Москва...
Сколько всего пришлось преодолеть пи
сателю! Знакомая всем трактовка биогра
фии «Островский–Корчагин» существовала
долгие годы, вплоть до 90х годов прошлого
века. Потом его называли символом тотали
тарной эпохи, отказывали даже в авторстве
знаменитого романа. Но время всё поста
вило на свои места – и книги его издаются,
и Государственный музей – Гуманитарный
центр «Преодоление» имени писателя до сих
пор в самом центре Москвы. Теперь вот и об
стоятельная биография вышла. И знамени
тые слова «Самое дорогое у человека – это
жизнь. И прожить её надо так, чтобы не было
мучительно больно за бесцельно прожитые
годы...», хотя над ними порой иронизируют
и опошляют, актуальны и в ХХI веке.
В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ
Не буди лихо
:
ИТАРТАСС
Стр.1