www.lgz.ru
№ 13 (6456)
2–8 апреля 2014 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Украинцы
incognito
Дело идёт к тому,
что жить, оставаясь
русским, на Украине,
контролируемой
нынешним Киевом, скоро
станет невозможно.
Русским надо и там,
и везде защищать
свои права и свою
идентичность. Иначе
потом будет поздно…
СТР. 3
Великолепие
мастера
В Третьяковской
галерее на Крымском
Валу монографической
выставкой, приуроченной
к 150-летию мастера,
представлен во всём
великолепии своих работ
Александр Головин,
выдающийся художник
эпохи Серебряного века,
вошедший в историю
российского искусства как
реформатор театра…
СТР. 8
Связь почтовая.
Дорогая
С 1 апреля цена на
доставку прессы
поднялась на 25%. «Почта
России» уверяет, что
сделала всё возможное,
чтобы не допустить срыва
начавшейся подписной
кампании. Очень хотелось
бы верить...
СТР. 9
100!
Сегодня в 18.30 он появится в знаменитой
аудитории МГУ, где когда-то читал лекции великий
академик прошлого века А.Н. Колмогоров. 25 лет
каждую среду научная элита, отставив все дела,
приходит сюда – послушать, выступить, обогатиться
новыми идеями. Общепризнано: по интеллектуальной
мощи равных этому семинару в Отечестве
нет. Но, скорее всего, в этот раз без поздравлений,
цветов и аплодисментов не обойдётся. Потому что
3 апреля академик Виктор Антонович Садовничий
отмечает свой 75-й день рождения.
Практически вся жизнь его связана с Московским
университетом. В 1958 году крепильщик
донбасской шахты «Комсомолец» стал студентом
престижнейшего механико-математического
факультета, затем аспирантура, диссертации,
в 34 года он – самый молодой профессор.
Его университетами стала учёба в МГУ.
По сути, во многом Садовничий повторил
судьбу основателя Alma mater Михайлы ЛомоВПЕРВЫЕ
В
этом номере сотый
выпуск российскобелорусского
приложения
«Лад», выходящего в «ЛГ»
с 2002 года. Были у «Лада»
времена лучше и хуже, но
главное – он выполняет
свою основную функцию:
знакомит читателей с
достижениями культуры
Республики Беларусь.
СТР. 13, 14
Однажды
с Алисой Даншох
Спешим обрадовать
читателей – наш
обозреватель
начинает новый
проект «Кулинарные
воспоминания
счастливого детства»
и предлагает вниманию
главу «Первый дачный
сезон».
СТР. 15
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 32 983 человека. Заходите!
Как творить для детей?
Как и для взрослых.
Только лучше!
Н
аша газета на протяжении нескольких
лет не раз писала
о необходимости возродить
Государственную премию за произведения
для детей и юношества
(при советской власти она носила
имя Н.К. Крупской). Приятно, что
в Кремле прислушались и в декабре
прошлого года такая награда была
учреждена. И вот недавно президент
России вручил впервые
Государственную премию
РФ в области литературы и
искусства для детей и юношества
за 2013 год.
Награды получили известный
писатель, на книгах
которого выросло не
одно поколение мальчишек,
– Владислав Крапивин,
замечательный режиссёр-мультипликатор
Эдуард
Назаров и художник
Александр Траугот –
его иллюстрации знают
малыши, которым читателями
ещё только предстоит
стать.
Были вручены и премии
Президента РФ для молодых
деятелей культуры:
певице Анне Аглатовой,
петербуржцу Антону Иванову
за вклад в сохранение
и восстановление памятников
истории и культуры
и директору Липецкого областного
художественного
музея Павлу Матвийцу.
В. Крапивин и его талисман
Соб. инф.
носова. Выходец из народных глубин, в детстве
испытавший тягу к знаниям, тоже стал выдающимся
учёным. Он известный специалист
в области информатики и прикладной математики.
И по праву занимает своё место среди
учёных, составивших гордость науки ХХ века,
преподававших в крупнейшем классическом
университете России, – в ряду с Боголюбовым,
Капицей, Ландау, Таммом, Несмеяновым, Семёновым…
С
1992 года Садовничий – бессменный
ректор. Да ещё и Союз ректоров страны возглавляет.
Не забудутся его решительность и
упорство в неприятии идеи единого государственного
экзамена. Он считал и считает, что
ЕГЭ – не единственный возможный способ отбора
ребят. Если слепо следовать ЕГЭ, говорит
он, как раз самую ценную часть талантливых
ребят можно потерять. Наверное, только Садовничий
в трудные для страны и университета
времена мог добиться, чтобы правительство
выделяло достаточные ассигнования. При его
непосредственном участии осуществляется
небывалое строительство – в мире нет равной
Фундаментальной научной библиотеке МГУ.
А филиал в Севастополе был дальновидно открыт
15 лет назад.
Виктор Антонович на радость студентам вернул
Татьянин день, ставший теперь национальным
праздником. И сам 25 января в белом переднике
разливает медовуху. Демократично,
как и принято в МГУ.
О чём думы ректора? «Студентам надо бы
вернуть дух творчества, настроиться грызть
гранит науки. Они должны понимать, что компьютеры
и базы данных – это ещё не всё».
«ЛГ» с радостью присоединяется к многочисленным
тёплым поздравлениям и добрым пожеланиям
Виктору Антоновичу Садовничему.
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
ЕГО УНИВЕРСИТЕТЫ
Ректору МГУ имени М.В. Ломоносова Виктору Садовничему – 75!
КНИГА НЕДЕЛИ
n Сергей
Мнацаканян.
Великий Валюн,
или Скорбная
жизнь Валентина
Петровича
Катаева.
Роман-цитата. –
Алма-Ата:
Шёлковый путь,
2014. – 520 с.
– 300 экз.
(Некоммерческое
издание).
«Великий Валюн» – это первая и пока единственная
подлинная книга о жизни и творчестве
классика советской литературы, блистательного
русского писателя Валентина
Катаева.
Сергей Мнацаканян, который был знаком
с Валентином Петровичем в дни своей поэтической
юности, предлагает нам своеобразный
витраж, составленный из многочисленных
свидетельств о Катаеве: фрагментов воспоминаний,
статей, раздумий, писем, цитат из
произведений Катаева и его современников,
таких как Юрий Олеша, Виктор Шкловский,
Василий Аксёнов, Александр Рекемчук и многих
других. Всё это скреплено жёсткой основой
авторской мысли.
Жизнь Катаева прорисована на фоне великих
исторических событий и трагедий.
Но не надо думать, что перед нами только
собрание различных, часто резко противоположных
мнений о писателе и его книгах. Все
приведённые свидетельства выстраиваются в
причудливый сюжет, в котором судьба писателя
переплетается с историей неповторимой
эпохи. Валентин Катаев – в первую очередь
участник реальной писательской жизни советского
времени. В своей знаменитой книге
«Алмазный мой венец» он ничего не придумывает:
он один из тех, кто создавал литературу
нового века наряду с Михаилом Булгаковым,
Пастернаком, Есениным, Маяковским и другими
своими близкими друзьями и коллегами.
С. Мнацаканян в своей книге наглядно подтверждает
это. В высшей степени интересны
те сближения, которые находит автор в завершённых
судьбах классиков, непримиримы
различия между ними.
Может быть, самое главное в этой книге, что
у автора, или, как он себя называет, автора-составителя,
нет ни малейшего желания подлакировать
фигуру писателя. Он уходит от лживого
интеллигентского стереотипа «хороший
писатель – хороший человек» и показывает
жизнь своего героя со всех сторон: от способности
на гениальное вдохновение до зачастую
неблаговидных поступков и попыток выживания
в непростые для творчества времена.
Одновременно Катаев показан как человек,
который был способен встать на колени,
вымаливая прощение у очернённого им
Михаила Зощенко, и поддерживать деньгами
нищую чету Мандельштамов, которая годами
бедствовала. Немногие были способны на
такие поступки, которые требовали не только
человечности, но и мужества.
Эта книга – своеобразный срез ХХ века с
его, как справедливо сказано в издательской
аннотации, «героизмом и беспощадностью, с
цинизмом и наивностью, но и одновременно
высочайшими творческими взлётами…».
«Роман-цитата» исполнен по всем канонам
изобретённого Катаевым «мовизма» – нового
литературного стиля, который только сегодня
начинает находить истинных последователей.
НАСТОЯЩЕЕ ПРОШЛОЕ
Русским
освободителям Парижа
Российское военно-историческое общество
установит в трёх французских городах
монументы русским солдатам и офицерам,
разгромившим Наполеона в 1814 году.
В
Награда Э. Назарову
последний день марта исполнилось 200 лет
со дня взятия Парижа русскими войсками.
Именно этот день многие историки считают
логическим завершением Наполеоновских
войн. В честь знаменательной даты в Реймсе,
Фершампенузе и Вермю будут установлены памятники
русским солдатам и офицерам – участникам
французской кампании 1814 года.
Проект обелисков выполнен известным
российским скульптором Александром Таратыновым.
Он выполнит бронзовую часть
скульптурной группы, а гранитную часть монумента
изготовит французская компания
Leon Noel SAS.
Расходы, связанные с выделением земли и
сооружением бетонных фундаментов под монументы,
взяли на себя мэрии городов, в которых
появятся памятники. Проект РВИО во Франции
удалось реализовать при активном содействии
посольства России во Франции.
В настоящее время ведутся переговоры и
рассматривается проект установки памятника
в Республике Коми, в местечке Париж, под
Сыктывкаром, куда в 1814 году было отправлено
100 пленных французов.
Художник А. Траугот похож на сказочника
Очередной выпуск приложения «ЛГ»
«Настоящее прошлое» в этом номере.
ИТАР-ТАСС
ИТАР-ТАСС
РИА «Новости»
ИТАР-ТАСС
Стр.1