Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ДЕТСТВА Екатеринбург 2014 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт педагогики и психологии детства Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ДЕТСТВА Выпуск посвящен 20-летнему юбилею проведения научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства» Екатеринбург 2014 УДК 372.88 +372.46 (082) ББК Ч 410.241.3+ Ч 426.80 Ф 54 Ответственный за выпуск: кандидат филологических наук, доцент Е.Б. Плаксина Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор кафедры современного русского языка ФГАОУ ВПО «УрФУ» А.М. Плотникова доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой методик преподавания школьных дисциплин в специальной школе УрГПУ А.В. <...> Кубасов Ф 5 4 Филологическое образование в период детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства», Екатеринбург, 15-16 апреля 2014 г.; Отв.ред. <...> 137 В сборнике освещены проблемы, связанные с изучением речевого развития ребенка, процесса языкового образования и литературного развития, исследованием различных аспектов детской речи. <...> Диагностика сформированности коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы по результатам написания сжатого изложения…………………………. <...> Идеографический подход в описании языковой картины мира школьника…………………………… <...>
Филологическое_образование_в_период_детства_№1_2014.pdf
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт педагогики и психологии детства
Кафедра русского языка
и методики его преподавания в начальных классах
ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В ПЕРИОД ДЕТСТВА
Выпуск посвящен 20-летнему юбилею проведения
научно-практической конференции
«Содержание филологического образования в период детства»
Екатеринбург 2014
Стр.2
УДК 372.88 +372.46 (082)
ББК Ч 410.241.3+ Ч 426.80
Ф 54
Ответственный за выпуск:
кандидат филологических наук, доцент Е.Б. Плаксина
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор кафедры современного русского языка
ФГАОУ ВПО «УрФУ» А.М. Плотникова
доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой методик преподавания
школьных дисциплин в специальной школе УрГПУ А.В. Кубасов
Ф
5
4
Филологическое образование в период детства: материалы Всероссийской
научно-практической конференции «Содержание филологического образования
в период детства», Екатеринбург, 15-16 апреля 2014 г.; Отв.ред. Плаксина Е.Б. /
Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2014.– с. 137
В сборнике освещены проблемы, связанные с изучением речевого
развития ребенка, процесса языкового образования и литературного развития,
исследованием различных аспектов детской речи. Определяются пути
совершенствования речевых умений и речевых навыков детей. Адресован
студентам педагогических вузов и колледжей, преподавателям вузов и
педагогам-практикам.
Статьи публикуются в авторской редакции.
Рекомендовано Ученым советом федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального
образования «Уральский государственный педагогический университет» в качестве
научного издания (№ 9 от 13.05.2014 г.)
УДК 372.88 +372.46 (082)
ББК Ч 410.241.3 + Ч 426.80
© Авторский коллектив,
2014
© ФГБОУ ВПО Уральский
государственный
педагогический
университет, 2014
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Багичева Н.В.
Формирование общей культуры ребенка дошкольного
возраста……………………………………………………………………... 5
Буркова Е.М.
Диагностика сформированности коммуникативной
компетентности
обучающихся
основной
общеобразовательной школы по результатам
написания сжатого изложения…………………………... 9
Градусова Л. В., Левшина Н. И.
Региональный компонент в литературном образовании
дошкольников…………………………………………….. 20
Дёмышева А.С.
Идеографический подход в описании языковой
картины мира школьника………………………………... 26
Иваненко Д.О.
Диагностика исследовательских умений на уроках
литературного чтения в третьем классе ………………... 32
Кусова М.Л.
Справочник как средство формирования
информационных умений у младших школьников……. 41
Нетяго Н. В., Тянь Бинь
Структурно-семантический
анализ
русских
фразеологизмов со словом «рука»……………………..... 50
Плотникова Г. Н., Чжан Цин
Существительные на –изм в русском языке в аспекте
системных отношений…………….................................... 56
Плотникова Е. И.
Усвоение студентами фонетики, графики и
орфографии русского языка (по итогам анализа
среза
остаточных знаний)……………………………... 62
Стр.4
Плотникова С.В.
Обучение младших школьников работе с информацией
на материале научно-учебных текстов по русскому
языку…………………………………………………...….. 68
Позолотина Е. В.
Коммуникативная компетентность педагога ДОУ ……. 80
Привалова С. Е.
Обучению творческому рассказыванию детей
дошкольного возраста в ДОУ………………………….... 88
Сивкова Т. Н., Шэнь Хунюй
Лексика сферы «Одежда» в методическом аспекте……. 94
Тенкачева Т. Р.
Подходы к анализу становления грамматического
строя речи…………………………………………………. 105
Томилова С. Д.
Организация работы по ознакомлению детей
дошкольного возраста с художественной литературой
в условиях непрерывного образования………………… 112
Черемисинова Л. И.
Изучение основ стиховедения в начальной школе: к
проблеме формирования читательской компетентности
младшего школьника…………………………………….. 119
Шуритенкова В. А.
Методика изучения особенностей выражения оценки
учащимися начальных классов………………………….. 130
Стр.5