Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №1/15 серия ЯЫК. <...> ЛИЧНОСТЬ: ЛИНГВИСТИКА КРЕАТИВА Екатеринбург 2015 УДК 81(082) ББК Ш1 У68 Редакционная коллегия: Серия «Язык. <...> У 68 Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет. <...> 4 // Материалы Всероссийского семинара с международным участием «Психолингвистика в образовании и аспекты изучения лингвокреативных способностей» 27 ноября 2015 г. / Гл. ред. проф. <...> 4(24) ISSN 2306-7462 Сборник содержит материалы докладов Всероссийского семинара с международным участием «Психолингвистика в образовании и аспекты изучения лингвокреативных способностей», в рамках которого нашло обсуждение широкого спектра теоретических и практических проблем изучения современной языковой ситуации, проявляющей творческий потенциал языка в разных сферах его функционирования: массмедийном и художественном дискурсах; разговорной речи; анализируются возможности применения экспериментальных методов психолингвистики для диагностики и тренинга лингвистической компетенции школьников; особое внимание уделяется коммуникативным стратегиям и тактикам порождения текста, в том числе игрового; исследуются проблемы «новой речевой неграмотности»; особенности билингвизма как сферы языкового креатива и др. <...> Новая неграмотность – поле для просвещения и (или) креативности?! <...> Изучение фигур экспрессивного синтаксиса на материале рекламного слогана в школе ……………. <...> Образ музыкальной группы в сознании носителя русского языка (экспериментальные данные) … <...> Креативные стратегии текстопорождения как отражение процессов кластеризации (экспериментальные данные) ………………………… 55 Елисеева М.Б. <...> Лексический взрыв в речи ребенка раннего <...>
Уральский_филологический_вестник._Серия_Язык._Система._Личность_Лингвистика_креатива_№1_2015.pdf
УДК 81(082)
ББК Ш1
У68
Редакционная коллегия:
Серия «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива»
Т.А. Гридина, д-р филол. наук, проф.
(Уральский государственный педагогический университет)
Н.И. Коновалова, д-р филол. наук, проф.
(Уральский государственный педагогический университет)
Т.В. Гоголина, канд. филол. наук, доц.
(Уральский государственный педагогический университет)
У 68 Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО «Уральский
государственный педагогический университет. – Вып.4 // Материалы
Всероссийского семинара с международным участием
«Психолингвистика в образовании и аспекты изучения лингвокреативных
способностей» 27 ноября 2015 г. / Гл. ред. проф.
Т.А. Гридина. – Екатеринбург, 2015. – 193 с.
(Серия «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива».
вып.4(24)
ISSN 2306-7462
Сборник содержит материалы докладов Всероссийского семинара
с международным участием «Психолингвистика в образовании и
аспекты изучения лингвокреативных способностей», в рамках которого
нашло обсуждение широкого спектра теоретических и практических
проблем изучения современной языковой ситуации, проявляющей
творческий потенциал языка в разных сферах его функционирования:
массмедийном и художественном дискурсах; разговорной речи;
анализируются возможности применения экспериментальных методов
психолингвистики для диагностики и тренинга лингвистической
компетенции школьников; особое внимание уделяется коммуникативным
стратегиям и тактикам порождения текста, в том числе игрового;
исследуются проблемы «новой речевой неграмотности»; особенности
билингвизма как сферы языкового креатива и др.
ISSN 2306-7462
©ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2014
©Уральский филологический вестник, 2014
2
Стр.2
Содержание
Бекасова Е.Н. О коммуникативных стратегиях Ивана Грозного
в послании в Кирилло-Белозерский монастырь ……….
Бушев А.Б. Новая неграмотность – поле для просвещения и
(или) креативности?! ………………………………………..
5
19
Гоголина Т.В. Изучение фигур экспрессивного синтаксиса
на материале рекламного слогана в школе ……………. 40
Григорьева Н.И. Образ музыкальной группы в сознании
носителя русского языка (экспериментальные данные) …. 48
Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Креативные стратегии
текстопорождения как отражение процессов кластеризации
(экспериментальные данные) ………………………… 55
Елисеева М.Б. Лексический взрыв в речи ребенка раннего
возраста как стимул развития морфологии ………………. 65
Кубасов А.В. Л.С. Выготский и психология творчества в
его театральных рецензиях 20-х гг. ………………………..
76
Локоткова О.А. Методика предъявления контртекста при
изучении паратекстуальных единиц в пьесе-ремейке …… 86
Михневич О.И. Особенности языковой игры в массмедийном
политическом дискурсе …………………………...
99
Мухин М.Ю. Нетипичная лексическая сочетаемость:
формализация термина и анализ текста …………………..
105
Петкау А.Ю. Концепт здоровье в постсоветской социальной
рекламе ……………………………………………... 116
Плотникова А.М. Языковая игра как средство инвективы 127
Протасова Е.Ю. Алишариева А.Н. Полемика вокруг языка:
свой или чужой? ………………………………………... 134
Снигирева Т.А., Снигирев А.В. Игровая модернизация исторического
повествования («История Российского государства»
Б. Акунина) ………………………………………. 150
Сычева М.Н. Явление интерференции с позиций психолингвистики:
место и роль в изучении иностранных языков
…………………………………………………………… 161
Устинова Т.В. Ассоциативная координация и контраст в
конструировании неконвенционального значения креатем
поэта …………………………………………………………. 167
3
Стр.3
Чеклецова Е.И. Современные заимствования из английского
языка в речи представителей молодежной культуры …. 175
Сведения об авторах ………………………………………... 183
SUMMARY …………………………………………………. 186
4
Стр.4