XIX всероссийские историко-педагогические чтения Часть I Екатеринбург 2015 УДК 372.893+371.64/. <...> В сборник включены материалы, представленные на XIX всероссийские историкопедагогические чтения, состоявшиеся на историческом факультете УрГПУ 25-28 марта 2015 г. Сборник содержит публикации, в которых рассматриваются актуальные аспекты современной государственной политики по вопросам исторического образования. <...> ИНДЕКС ГРАМОТНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА В 1897 – 1939 ГГ. <...> УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА: РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………… 58 Дудина М.Н. <...> МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ……………………………………………… Жапарова К.Г., Абдрахманова С.А., Толепбергенов Г.М. <...> ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ И АНТИРЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В 1920-Е ГГ. <...> ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ХОДЕ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ 1920-30-Х ГГ. <...> ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В НАРОДНЫХ УЧИЛИЩАХ РОССИИ В КОНЦЕ XVIII В. <...> ИСТОРИК СОВРЕМЕННОЙ ГЕНЕРАЦИИ (к профессиональной деятельности профессора Маргариты Ионовны Кондрашевой) . <...> ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИСТОРИИ В СОСТАВЕ ГОРОДСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX – ХХ ВВ. <...> 219 Черезова О.Г. (Екатеринбург) ВУЗОВСКИЙ КУРС «ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ»: ИСТОЧНИКИ СВЕДЕНИЙ О МИГРАЦИЯХ НАСЕЛЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ УРАЛА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В. <...> ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В СТРАНАХ ЗАРУБЕЖЬЯ: ОПЫТ РУБЕЖА ХХ – ХХI ВВ. <...> ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ЗАДАЧА ШКОЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ (ИЗ ОПЫТА 5 244 250 БРИТАНСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1988–1989 ГГ.) <...> Safronova Yekaterinburg DOCUMENTS ABOUT THE STUDY OF HISTORY IN THE FIRST FOREIGN-LANGUAGE SCHOOLS IN EKATERINBURG (1735-1750) KEYWORDS: Yekaterinburg, Vasily Tatischev, german and latin schools, studying of history, books ABSTRACT: The author first considers the question of the beginning of the study of history in schools of Yekaterinburg, reveals the historical literature, received from the Academy of Sciences, analyzes school data sheets, staff teachers reports, students record on the books that reflect the practices and methods of studying history. <...> С его именем связана <...>
Историко-педагогические_чтения_№1_2015.pdf
УДК 372.893+371.64/.69(082)
ББК 4426.63-286.2С56
Редакционная коллегия
Г.Е. Корнилов
доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ
(главный редактор)
З.И. Гузненко
кандидат исторических наук, профессор
В.Н. Земцов
доктор исторических наук, профессор
И.М. Клименко
кандидат педагогических наук, доцент
Г.А. Кругликова
кандидат исторических наук, доцент (отв. за выпуск)
Современный педагог – историк: актуальные проблемы профессиональной подготовки и
профессиональной деятельности. Ежегодник. XIX всероссийские историко-педагогические
чтения: сб. науч. ст. / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т истории и археологии УрО РАН.
Екатеринбург, 2015. Часть I – 322 с.: табл., схемы.
В сборник включены материалы, представленные на XIX всероссийские историкопедагогические
чтения, состоявшиеся на историческом факультете УрГПУ 25-28 марта 2015 г.
Сборник содержит публикации, в которых рассматриваются актуальные аспекты современной
государственной политики по вопросам исторического образования. Обозначены дискуссионные
вопросы личности и деятельности учителя истории в отечественной и зарубежной
историографии. Актуализированы наиболее важные проблемы теории и методики обучения
истории в школе и в ВУЗе. Издание рассчитано на научных работников, преподавателей вузов и
учителей школ, аспирантов и студентов, интересующихся проблемами истории, теории и
методики обучения истории.
The modern teacher - historian: actual problems of vocational training and professional activities.
Yearbook. XIX All-Russian historical and pedagogical readings: Sat scientific. Art. / FSBEI HPE
«Ural state pedagogical university», History and archeology institute UB RAS. Yekaterinburg, 2015.
Part I. - 322 p.: tables, scheme.
The collection includes material presented at the XIX All-Russian historical and pedagogical
readings held at the History Department USPU 25-28 March 2015. The collection contains publications
which deals with topical aspects of contemporary public policy on history education. Marked with
discussion questions and activities of the individual history teacher in the domestic and foreign
historiography. Updated the most important problems of the theory and methods of teaching history at
school and at university. The publication is intended for researchers , university lecturers and school
teachers and students with an interest in history, theory and methods of teaching history.
ISВN
978-5-7186-0652-2
© ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет», 2015
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Сафронова А.М. (Екатеринбург)
ДОКУМЕНТЫ ОБ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ В ПЕРВЫХ ИНОЯЗЫЧНЫХ
ШКОЛАХ ЕКАТЕРИНБУРГА (1735-1750 гг.)…….......................................
7
Дашкевич Л.А. (Екатеринбург)
ШКОЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ КОРПУС
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ УРАЛА В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА…………………………………………....................
19
Корнилов Г.Е. (Екатеринбург)
ИНДЕКС ГРАМОТНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА В 1897
– 1939 ГГ. ……………………………………………………………………... 28
Гузненко З.И. (Екатеринбург)
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ:
ВЫЗОВЫ, ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ………………………………….. 41
Мезенцев В.Ф. (Нижний Тагил)
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ В
СОВРЕМЕННОЙ
ВЕЛИКОБРИТАНИИ…………………………………….
Побережников И.В. (Екатеринбург)
УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА:
РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ
МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………
58
Дудина М.Н. (Екатеринбург)
АКМЕОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА: РЕФЛЕКСИВНАЯ
КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА-ИСТОРИКА ........................................................... 73
Огоновская И.С. (Екатеринбург)
СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ: ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ И РЕАЛЬНЫЙ
ОБЛИК ………………………………………………………………………… 82
Алексеева Л.В. (Нижневартовск)
О НЕОБХОДИМОСТИ КОРРЕКТИРОВКИ СОДЕРЖАНИЯ
ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - 13.00.02
- ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ИСТОРИЯ,
ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) В
НИЖНЕВАРТОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
3
92
54
Стр.3
Гугнина О.В. (Оренбург)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ………………………………………………
Жапарова К.Г., Абдрахманова С.А., Толепбергенов Г.М.
Кокшетау (Республика Казахстан)
РЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО
ВОПРОСАМ
ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бахтина И.Л. (Екатеринбург)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ НА УРАЛЕ
В 1920-е ГОДЫ……………………………………………………………….. 115
Галкин Ю.Ю., Скотникова Е.А. (Екатеринбург)
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ И АНТИРЕЛИГИОЗНОЕ
ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В 1920-Е ГГ. ……………………………….. 124
Даренская И.В. (Нижний Тагил)
ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ХОДЕ
МОБИЛИЗАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ 1920-30-Х ГГ.: ВОЗМОЖНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТА В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА-ИСТОРИКА. 133
Емельянова А.В. (Екатеринбург)
МЕМУАРЫ О ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ НА ДОМУ И В
ЧАСТНЫХ ПАНСИОНАХ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В. 140
Зубков К.И. (Екатеринбург)
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ
РОССИИ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ …………………………. 146
Кравченко О.С. (Екатеринбург)
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В НАРОДНЫХ УЧИЛИЩАХ РОССИИ В
КОНЦЕ XVIII В. ……………………………………………………………… 152
Кругликова Г.А. (Екатеринбург)
РОЛЬ ПЕДАГОГА-ИСТОРИКА В ФОРМИРОВАНИИ
НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ …………………………
158
Кузнецов В.Н. (Екатеринбург)
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАКРЫТЫХ
ГОРОДАХ УРАЛА …………………………………………………………… 166
Новоселова Е.С. (Екатеринбург)
ИВАН ДМИТРИЕВИЧ КАБАКОВ: «ИХ ВЫЖИГАЛИ КАЛЕНЫМ
ЖЕЛЕЗОМ»…………………………………………………………………….
174
4
100
109
Стр.4
Островкин Д.Л. (Екатеринбург)
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА УРАЛЕ В
1919 – 1920 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ) …. 178
Прищепа А.И. (Сургут)
КРАЕВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУРГУТСКОГО УЧИТЕЛЯ АРКАДИЯ ЗНАМЕНСКОГО ……………….. 185
Пряхин В.М. (Екатеринбург)
ИСТОРИК СОВРЕМЕННОЙ ГЕНЕРАЦИИ (к профессиональной
деятельности профессора Маргариты Ионовны Кондрашевой) ......
191
Соколова Е. С. (Екатеринбург)
«СВЯТОСТЬ ЗАКОНА…В ГЛАЗАХ НАРОДА…»: О НЕКОТОРЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЯХ В ИМПЕРАТОРСКОМ
ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ (1811 – 1817) ……………………………… 200
Уколова О.С. (Екатеринбург)
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИСТОРИИ В СОСТАВЕ ГОРОДСКОГО
УЧИТЕЛЬСТВА ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX – ХХ ВВ.
(ПО МАТЕРИАЛАМ ГАПК И ГАСО) ……………………………………… 210
Фельдман М.А. (Екатеринбург)
МАТЕРИАЛЫ XVIII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ В РУДН (15-16 МАЯ 2014 Г.) КАК ЗЕРКАЛО
ДИСКУССИЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ …………………….. 219
Черезова О.Г. (Екатеринбург)
ВУЗОВСКИЙ КУРС «ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ»:
ИСТОЧНИКИ СВЕДЕНИЙ О МИГРАЦИЯХ НАСЕЛЕНИЯ
ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ УРАЛА ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЫ ХХ В. ………………………………………………………….. 225
Черноухов Э.А. (Екатеринбург)
УЧИТЕЛЯ ЧЁРМОЗСКОГО ПРИХОДСКОГО УЧИЛИЩА
В 1830–1860-Х ГГ. ……………………………………………………………. 229
Чернышева И.И. (Лесной)
ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛАХ РАБОЧЕЙ И СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1949-1950 УЧЕБНОМ ГОДУ …………... 233
РАЗДЕЛ II. ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В СТРАНАХ
ЗАРУБЕЖЬЯ: ОПЫТ РУБЕЖА ХХ – ХХI ВВ.
Земцов В.Н. (Екатеринбург)
УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК И НАУЧНАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМА
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И «НАСЛЕДОВАНИЯ» В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ ИСТОРИКОВ……………………......
Зубкова И.А. (Екатеринбург)
ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ЗАДАЧА
ШКОЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ (ИЗ ОПЫТА
5
244
250
Стр.5
БРИТАНСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1988–1989 ГГ.)….......
Коробицына Л.В. (Екатеринбург)
ПУТЬ А.ДЖ.П. ТЕЙЛОРА К НАУКЕ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОБ ОДНОМ
ИСТОРИКЕ ........................................................................................................ 256
Леонова Т.А., Шутелева И.А. (Уфа)
«НОВАЯ ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ»: ТЕОРИЯ И МЕДИА ПРОЕКТЫ В
ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА........... 263
Мартиросян А.А. (Екатеринбург)
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНТИЧНОЙ
ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ............................................................. 271
Нечаева А.А. (Екатеринбург)
ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УЭЛЬСЕ В УСЛОВИЯХ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI
ВВ. .............................................................................................
277
Постникова А.А. (Екатеринбург)
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ: ФРАНЦУЗСКАЯ ВЕРСИЯ............................ 290
Шистеров М. В. (Екатеринбург)
BARBARORUM LIBERTAS (О КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ И
СИТУАЦИИ ПОСТМОДЕРНА) ...................................................................... 293
Шихов В.А. (Нижняя Салда)
ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ США НАЧАЛА XIX ВЕКА В ШКОЛЬНЫХ
УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ ДЛЯ 10 КЛАССА ................................................. 299
6
Стр.6
Содержание
Раздел III. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ-ИСТОРИК В
КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ
Антонов В.М. (Уфа)
ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО
ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………. 7
Бабина Л.В. (Екатеринбург)
«НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ В POWERPOINT ИЛИ
POWERPOINT НА 100%»……………………………………………………. 15
Борисова О.А., Лифинцева О.В. (Челябинск)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА………… 21
Булавин М.В. (Нижний Тагил)
РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ
ИСТОРИИ: ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ……………… 26
Востриков И.Т. (Екатеринбург)
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ИСТОРИОГРАФИИ …………………………………………………………. 33
Мосунова Т.Г. (Екатеринбург)
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ 42
Мусихина Е.И. (Екатеринбург)
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УМЕНИЙ)
ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ………………………. 49
Павленко П.В. (Югорск)
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СЕМЬИ В
ШКОЛЕ ………………………………………………………………………. 56
Пестерев Е.В. (Екатеринбург)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРКМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ …………………………………………... 61
Святченко И.В. (Нижневартовск)
СОВРЕМЕННЫЕ РЕГИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ КУРСА
ИСТОРИИ ХМАО ……………………………………………………….......
71
3
Стр.325
Сильченко И.С. (Екатеринбург)
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ КАК ФОРМА
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ …………… . 73
Шаршапина Е.А. (Камышлов)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА: ТРЕБОВАНИЯ
ВРЕМЕНИ И РЕАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……... 78
Широкий В.А. (Екатеринбург)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УМЕНИЙ) УЧАЩИХСЯ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………...
84
КРУГЛЫЙ СТОЛ
ПАТРИОТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ФЕНОМЕН ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Антонова А.В. (Екатеринбург)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ
ДОКУМЕНТОВ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ………………………………............................................... 91
Богданова А.А. (Стерлитамак)
ИЗУЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В
ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА УРОКАХ
ИСТОРИИ…………………………………………………………………….. 97
Букренева К.Г. (Нижневартовск)
ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ИЗ ЛЕНИНГРАДА: ЭТАПЫ, УСЛОВИЯ,
ЧИСЛЕННОСТЬ …………………………………………………………….. 107
Варехина А.Н. (Нижний Тагил)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ………………………………………………..
114
Вахрушева М.В. (Екатеринбург)
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СОЗНАНИИ
СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ...............................................................
122
4
Стр.326
Клименко И.М. (Екатеринбург)
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ
ИСТОРИИ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЕ………................................................................................................... 130
Мельников Н. Н. (Екатеринбург)
ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ТАНКОВОГО ПРОИЗВОДСТВА В
ЧЕЛЯБИНСКЕ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ ……………………………………………………………………… 139
Новиков И.А. (Челябинск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ВОИНСКИЙ ПОДВИГ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА АНДРЕЯ ИВАНОВИЧА НЕВЗГОДОВА ………………………..
151
Рыжкова О.В. (Нижний Тагил)
ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЬНОГО
МУЗЕЯ ………………………………………………………………………. 159
Сперанский А.В. (Екатеринбург)
ПАТРИОТИЗМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ:
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ ………………………………………………… 164
Трифонов А.Н. (Екатеринбург)
ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ
НА УРАЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ…………............................................................................................... 173
Трофимов А.В. (Екатеринбург)
ПАТРИОТИЗМ УРАЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ……………. 177
Хорольская М.В. (Москва)
НАЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В ПРОПАГАНДЕ КАК ФАКТОР
ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В 19411945
ГГ. ……………………………………………………………………… 186
Шумкина Т.Г. (Екатеринбург)
«ЛЕКЦИИ ТОЖЕ ВОЮЮТ»: ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСТОРИКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945
ГГ………………………………......................................................................... 196
5
Стр.327
Шутов С.В. (Челябинск)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА ЮЖНОУРАЛЬСКОЙ
ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ……………………………………………….. 200
Тюшняков С.М. (Екатеринбург)
ЗАВОД № 8 ИМ. М.И. КАЛИНИНА В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ....................................................... 205
Лешукова Е.В. (Сургут)
КЧЕСТВО ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ОСНОВА
ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОХНАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ
ШКОЛЫ............................................................................................................... 209
Лыжина О.А. (Екатеринбург)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У
СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УРГПУ
ПОСРЕДСТВОМ СОСТАВЛЕНИЯКОЕСПЕКТА И
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА ИСТОРИИ .................................... 216
6
Стр.328