УДК 371.32+94(47)
ББК Т3(2)6
Редакционная коллегия
Г.Е. Корнилов
доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ
(главный редактор)
З.И. Гузненко
кандидат исторических наук, профессор
В.Н. Земцов
доктор исторических наук, профессор
И.М. Клименко
кандидат педагогических наук, профессор
Г.А. Кругликова
кандидат исторических наук, доцент (отв. за выпуск)
Б.А. Сутырин
кандидат исторических наук, профессор
Актуализация исторического знания и исторического образования в современном
обществе. Ежегодник. XVII всероссийские историко-педагогические чтения: сб. науч.
ст. / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург,
2013. Часть I – 323 с.: табл., схемы.
В сборник включены материалы, представленные на XVII всероссийские историкопедагогические
чтения, состоявшиеся на историческом факультете УрГПУ 28-30 марта
2013 г. В сборнике представлены публикации, в которых рассматриваются актуальные
теоретико-методологические, конкретно-исторические и методические аспекты изучения
отечественной истории. Обозначены проблемы постижения исторического прошлого «Запад-Россия-Восток».
Актуализированы наиболее важные направления поиска исторических
знаний и их трансформация в историческом образовании. Издание рассчитано на научных
работников, преподавателей вузов и учителей школ, аспирантов и студентов, интересующихся
проблемами истории, теории и методики обучения истории.
Updating of historical knowledge and historical education in modern society. : Yearbook
collection of scientific articles / FSBEI HPE «Ural state pedagogical university», History and
archeology institute UB RAS. Yekaterinburg, 2013. Part I. – 323 p.: tables, schemes.
The materials presented on the XVII All-Russian historical and pedagogical readings, USPU
which have taken place on department of history are included in the collection on March 28-30th,
2013. Publications in which actual teoretiko-methodological, concrete historical and methodical
aspects of studying of national history are considered are presented in the collection. Problems of
comprehension of the historical past «West - Russia – East» are designated. The most important
directions of search of historical knowledge and their transformation in historical education are
staticized. The edition is calculated on scientists, teachers of higher education institutions and
teachers of schools, graduate students and the students who are interested in problems stories,
theories and techniques of training of history.
ISВN 978-5-7186-0541-9
© ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет», 2013
2
Стр.2
Содержание
Пленарное заседание
Гузненко З. И. (Екатеринбург)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ…………………………………………………………………… 7
Дудина М.Н. (Екатеринбург)
ИЗУЧЕНИЕ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА: ПРОБЛЕМА
МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОМ
ХРОНОТОПЕ……………………………………………………………. 10
Зубков К.И. (Екатеринбург)
ФОРМИРОВАНИЕ РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
РУССКИХ ЛЮДЕЙ ОБ УРАЛЕ:
РОЛЬ ИМАГИНАТИВНОЙ ГЕОГРАФИИ……………………………. 17
Огоновская И.С. (Екатеринбург)
ШКОЛЬНЫЕ КУРСЫ ВСЕОБЩЕЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ИСТОРИИ: К ПРОБЛЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ
СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ………………………... 22
Побережников И.В. (Екатеринбург)
«ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ: НАСТОЯЩЕЕ (БУДУЩЕЕ) В
ПРОШЛОМ?»……………………………………………………………. 39
Трофимов А.В. (Екатеринбург)
ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ:
СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД…………………………………………….. 52
Раздел I. Запад – Россия – Восток:
постижение исторического прошлого
Гордеев С.В. (Екатеринбург)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА
НАЦИОНАЛЬНОГО СПАСЕНИЯ В СЕРБИИ (1941 – 1944
ГГ.)…………………………………………………………………………
88
Десяткова Е.Ю. (Екатеринбург)
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В
УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ
(ДЕВОЛЮЦИИ) В КОНЦЕ ХХ ВЕКА…………………………………..
93
Земцов В.Н. (Екатеринбург)
1812 ГОД: ИСТОРИЯ ТЕМЫ…………………………………………….
95
3
Стр.3
Зубкова И.А. (Екатеринбург)
«ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТЫ» КАК МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ
ИСТОРИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ: ТРАДИЦИИ БРИТАНСКОЙ
ШКОЛЫ…………………………………………………………………...
100
Ильиных А. Н. (Екатеринбург)
«АРАБСКАЯ ВЕСНА» И РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА НА
АРАБСКОМ ВОСТОКЕ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ……………………...
105
Косых Е.С. (Стерлитамак)
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР
И ПОЛИТИКА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА………………………….
110
Мезенцев В.Ф. (Нижний Тагил)
СТАНОВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИСТОРИИ В США:
АВТОБИОГРАФИЯ ЛИНДЫ ГОРДОН………………………………....
119
Недорезов А.С. (Екатеринбург)
РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ВО ФРАНЦИИ НА РУБЕЖЕ XVIII –
XIX ВВ. В РАБОТАХ ЖАКА-ОЛИВЬЕ БУДОНА И МАЙКЛА
БРОЭРСА………………………………………………………………….
124
Охорзин А.П. (Екатеринбург)
МЕСТО БАВАРИИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОФРАНЦУЗСКИХ
ОТНОШЕНИЙ В ВОПРОСЕ О
БУДУЩЕМ УСТРОЙСТВЕ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ………………………………………………….
129
Постникова А.А. (Екатеринбург)
АРМИЯ НАПОЛЕОНА НА БЕРЕЗИНЕ В ТВОРЧЕСТВЕ
ЕВРОПЕЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX В………………………………….
133
Пруцакова В.С. (Екатеринбург)
УЗНИКИ МОН СЕН-МИШЕЛЬ: РОМАНТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД ИЗ
XIX ВЕКА…………………………………………………………………
136
Путилова Е.В. (Екатеринбург)
«ОТ "НЕНАВИСТИ" ДО….»: ЭВОЛЮЦИЯ БРИТАНСКОЙ
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОЙ
ТРАДИЦИИ
ИЗУЧЕНИЯ
НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX
ВВ………………………………………………………………………….. 140
4
Стр.4
Сутырин Б.А. (Екатеринбург)
В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ И ЕГО АБАСТУМАНСКИЙ КУРС
ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ……………………………………………..…..
148
Тимофеева М.В. (Екатеринбург)
«СПОР О ДЖЕНТРИ» В БРИТАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
СЕРЕДИНЫ XX В………………………………………………………… 155
Худякова Е.В. (Екатеринбург)
ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ЕВРОПЕ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ
XX
ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ПОВСЕДНЕВНОГО
КОСТЮМА)………………………………………………...…………….. 159
Шестакова Н.Ф. (Екатеринбург)
ГОРСЕДД БАРДОВ ОСТРОВА БРИТАНИЯ:
ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ…………………… 166
РАЗДЕЛ II
Актуальные проблемы теории и методики
обучения истории
Антонова А. В. (Екатеринбург)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
ИСТОРИИ…………………………………………………………………
Бахтина И.Л. (Екатеринбург)
ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТЕХНИЗМА
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
УРАЛЬСКОЙ
ОБЛАСТИ
В
1920-е
ГОДЫ……………………………………………………………………....
Гарифуллина Н.Л. (Златоуст)
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И
УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ»……………………………………………………………… 180
Гугнина О.В. (Оренбург)
ДРАМОГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ
ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ………………………………..………………. 199
Днепрова Т. П. (Екатеринбург)
УРОКИ КОНТРРЕФОРМЫ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ И
ПЕДАГОГИКИ (КОНЕЦ 20-Х – 30-Е ГГ.)…………………………..…. 222
Клименко И.М. (Екатеринбург)
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМ ПЕТЕНТНОСТИ
УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ………………………………………….… 230
5
173
177
Стр.5
Косинцева А. П. (Екатеринбург)
МУЗЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО
ЗВЕНА:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ
КОМПОНЕНТ
ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………….
Кондрашева М.И., Пряхин В.М. (Екатеринбург)
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ВУЗОВСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
УРАЛА……………………………………………..……………………..
Лыжина О.А. (Екатеринбург)
МЕТОДИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ:
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ……….....
В
233
245
251
Мосунова Т.Г. (Екатеринбург)
ОТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К СИСТЕМЕ
ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………. 253
Павленко П.В. (Югорск)
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ …………………… 279
Постников П.Г (Нижний Тагил)
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ
ОБУЧАЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ…………….…. 289
Пудовкин С.И. (Нижний Тагил)
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ
ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ…………………………………………………………..… 295
Чучула Н.М. (Каменск-Уральский)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО
ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………. 316
Шапошников Г.Н., Айрапетова И.В. (Екатеринбург)
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ФГОС ПО
ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» В ВУЗАХ
НЕГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ……………………………………
Широкий В.А. (Екатеринбург)
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ
УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ…………… 321
6
Стр.6
УДК 371.32+94(47)
ББК Т3(2)6
Редакционная коллегия
Г.Е. Корнилов
доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ
(главный редактор)
З.И. Гузненко
кандидат исторических наук, профессор
В.Н. Земцов
доктор исторических наук, профессор
И.М. Клименко
кандидат педагогических наук, профессор
Г.А. Кругликова
кандидат исторических наук, доцент (отв. за выпуск)
Б.А. Сутырин
кандидат исторических наук, профессор
Актуализация исторического знания и исторического образования в современном
обществе. Ежегодник. XVII всероссийские историко-педагогические чтения: сб. науч.
ст. / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург,
2013. Часть II – 349 с.: табл., схемы.
В сборник включены материалы, представленные на XVII всероссийские историкопедагогические
чтения, состоявшиеся на историческом факультете УрГПУ 28-30 марта
2013 г. В сборнике представлены публикации, в которых рассматриваются актуальные
теоретико-методологические, конкретно-исторические и методические аспекты изучения
отечественной истории. Обозначены проблемы постижения исторического прошлого «Запад-Россия-Восток».
Актуализированы наиболее важные направления поиска исторических
знаний и их трансформация в историческом образовании. Издание рассчитано на научных
работников, преподавателей вузов и учителей школ, аспирантов и студентов, интересующихся
проблемами истории, теории и методики обучения истории.
Updating of historical knowledge and historical education in modern society. Yearbook
collection of scientific articles / FSBEI HPE «Ural state pedagogical university», History and
archeology institute UB RAS. Yekaterinburg, 2013. Part II. – 349 p.: tables, schemes.
The materials presented on the XVII All-Russian historical and pedagogical readings, USPU
which have taken place on department of history are included in the collection on March 28-30th,
2013. Publications in which actual teoretiko-methodological, concrete historical and methodical
aspects of studying of national history are considered are presented in the collection. Problems of
comprehension of the historical past «West - Russia – East» are designated. The most important
directions of search of historical knowledge and their transformation in historical education are
staticized. The edition is calculated on scientists, teachers of higher education institutions and
teachers of schools, graduate students and the students who are interested in problems stories,
theories and techniques of training of history.
322
Стр.343
ISВN 978-5-7186-0541-9
© ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет», 2013
323
Стр.344
Содержание
Раздел III. Отечественная история: новые подходы
Алексеева Л.В. (Нижневартовск)
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ В
ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА
МАТЕРИАЛАХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА): ИТОГИ
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………… 7
Гагиева А.К. (Сыктывкар)
МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КОМИ КРАЕ В XVIII ВЕКЕ……………...
15
Голохвастова Н.В. (Пермь)
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УРОВНЕ КРЕПОСТНЫХ СЛУЖАЩИХ УРАЛЬСКОЙ
ГОРНОЗАВОДСКОЙ ВОТЧИНЫ КАК ОДИН ИЗ
ЭЛЕМЕНТОВ ИХ САМОСОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ
ПЕРМСКИХ ВОТЧИН СТРОГАНОВЫХ)………………………………… 23
Горбачев О.В. (Екатеринбург)
АДМИНИСТРАТИВНО-БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ РОССИЙСКОЙ УРБАНИЗАЦИИ (XVIIIНАЧАЛО
XX в.)……………………………………………………………… 30
Даренская И.В. (Нижний Тагил)
ПОЛИТИЧЕСКОЕПРОСТРАНСТВО ВЛАСТНОГО И
НИЗОВОГО ДИСКУРСА: ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ СОВЕТСКОГО
ПЕРИОДА………………………………………………………....................
42
Дашкевич Л.А., Рукосуев Е.Ю. (Екатеринбург)
СРЕДНЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА
УРАЛЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ…………………………...…… 50
Дубинин С.И. (Самара)
«ДЕЛО СДАТЬ В АРХИВ»: ПРАКТИКА
ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
НА УРАЛМАШЕ В
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-х ГГ………………………………………..….. 66
Кальсина А.А. (Пермь)
ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА ГРАФА П. Н. ИГНАТЬЕВА
(1915-1916 ГГ.) И ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
ИСТОРИИ………………………………………………………………...…… 75
324
Стр.345
Корнилов Г.Е. (Екатеринбург)
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СТРАТЕГИИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ
ВОСТОЧНЫХ РАЙОНОВ И СОЦИАЛЬНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ ЕЕ
РЕАЛИЗАЦИИ В 1890-Е – 1930-Е ГОДЫ………………………………….. 82
Кругликова Г.А. (Екатеринбург)
КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО
ГОРОДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ……………………..…… 104
Лазуренко В.Н. (Черкассы, Украина)
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА ФЕРМЕРСКОГО
ТИПА УКРАИНЫ В ГОДЫ НЭПА…………………………......................... 112
Лазуренко Ю.Н. (Черкассы, Украина)
ПОБЕДА "МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОСТАЛИНСКОЙ"
ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ
ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ КРЕСТЬЯНСКИХ
ХОЗЯЙСТВ УКРАИНЫ ЭПОХИ НЭПА В
ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА 1920-Х – 1930-Х ГГ……………………………….. 121
Лаптева Ю.В. (Екатеринбург)
ПРОЕКТ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ С.Е. ДЕСНИЦКОГО…………..…… 128
Макарова Т.С. (Екатеринбург)
К ДИСКУССИИ О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В
ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В ЧАСТИ
ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧИ И НЕЗАКОННОГО
ОБОРОТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ИМЕЮЩИХ
АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ)»………………………………..……. 137
Мельников Н.Н. (Екатеринбург)
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТАНКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
СССР НА ВОСТОК В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1941 Г………………..……. 145
Мельникова А.М. (Красноуфимск)
МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
КРАСНОУФИМСКОГО УЕЗДА ПЕРМСКОЙ
ГУБЕРНИИ (1870–1917 ГГ.)…………………………………………...……. 152
325
Стр.346
Нечаева М.Ю. (Екатеринбург)
ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ
ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ЧИСЛЕННОСТЬ И
СОСТАВ ЧЛЕНОВ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ…………………...
164
Новиков И.А. (Челябинск)
ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ И
ЮЖНЫЙ УРАЛ: 400-ЛЕТИЕ ДОМА РОМАНОВЫХ…………………… 180
Попп И.А. (Екатеринбург)
МЕСТНЫЙ СУД В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ПО
МАТЕРИАЛАМ СЕНАТОРСКИХ РЕВИЗИИ НАЧАЛА
1880-Х ГГ.)…………………………………………………............................ 191
Пьянков С.А. (Екатеринбург)
СЕЛЬСКАЯ ХЛЕБОЗАПАСНАЯ СИСТЕМА
ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ НАКАНУНЕ ГОЛОДА 1891 Г………………...
199
Решетников Г.Л. (Екатеринбург)
ПРЕСТУПНОСТЬ В ОКРУГЕ
ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ОКРУЖНОГО СУДА В
ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВВ………………………………………… 206
Соколова Е. С. (Екатеринбург)
ОБОСНОВАНИЕ НАДСОСЛОВНОЙ ПРИРОДЫ
РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВИЯ В
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПЕТРА I О ПОРЯДКЕ
ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1720-Х ГГ.: ОПЫТ
ИСТОРИКО-ЮРИДИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ……………..............
223
Сперанский А.В. (Екатеринбург)
ПРОИЗВОДСТВО АРТИЛЛЕРИИ НА УЗТМ В
ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ…………………………. 238
Стрижак Є.Н. (Черкассы, Украина)
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ РАБОТНИКОВ
СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ УССР
1920-Х – 1930-Х ГГ…………………………………………………………... 245
Суржикова Н.В. (Екатеринбург)
ИСТОРИЯ УРАЛА В ЭГО-ДОКУМЕНТАХ
(XVIII — СЕРЕДИНА ХХ ВВ.):
К ХАРАКТЕРИСТИКЕ
ПЕРСПЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………. 255
Сушков А.В. (Екатеринбург)
«КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ!»: КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
И.В. СТАЛИНА И РУКОВОДИТЕЛИ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГГ…………………………. 265
326
Стр.347
Тимошенко В.П. (Екатеринбург)
НОВЫЙ ЭТАП ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ
ЯМАЛА: ОТ СТРАТЕГИИ «ОСВОЕНИЯ» К
СТРАТЕГИИ «ОБЖИВАНИЯ»……………………………………………... 279
Трифонов А.Н. (Екатеринбург)
МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
РАБОТНИКОВ КАЧКАНАРСКОГО ГОКа (1963-1972)………………….. 289
Феоктистова Ю.В. (Ноябрьск)
ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ
НА СЕВЕРЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ПЕРВЫХ
ДЕСЯТИЛЕТИЙ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В
ЛИТЕРАТУРЕ 1950-1960-Х ГГ…………………………………………….
296
Харитонова О. С. (Екатеринбург)
СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ
УРАЛЬСКОЙ ДЕРЕВНИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ……………………………………………….. 303
Цысь О.П. (Нижневартовск)
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОГО
ДУХОВЕНСТВА ТОБОЛЬСКОГО СЕВЕРА
В XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВВ…………………………………………………… 314
Черезова О.Г. (Екатеринбург)
СВЕДЕНИЯ О ЕСТЕСТВЕННОМ ДВИЖЕНИИ
НАСЕЛЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО УРАЛА ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЫ ХХ В. В ОБЛАСТНЫХ АРХИВАХ………………………. 324
Черноухов Э.А. (Екатеринбург)
БОГАДЕЛЬНИ В КАЗЕННЫХ ГОРНЫХ ОКРУГАХ
УРАЛА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В…………………………………. 327
Шумкина Т.Г. (Екатеринбург )
УЧАСТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ В
РАБОТЕ НАУЧНО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА
XIX – НАЧАЛО ХХ ВВ.)……………………………………………………. 334
Сведения об авторах………………………………………………………... 343
327
Стр.348