Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Исторический факультет
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
МОДЕРНИЗАЦИИ
Десятые международные
историко-педагогические чтения
Екатеринбург
2006
1
Стр.2
УДК 930.1/2 (07)
ББК Т
М 77
Редакционная коллегия
Корнилов Г.Е.
доктор исторических наук, профессор (главный редактор)
Гузненко З.И.
кандидат исторических наук, профессор
Земцов В.Н.
доктор исторических наук, доцент
Клименко И.М.
кандидат педагогических наук, доцент
Кругликова Г.А.
кандидат исторических наук, старший преподаватель (отв. за выпуск)
Историческое образование на современном этапе: проблемы
и перспективы модернизации. Сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. унт.
- Екатеринбург, 2006. – 546 с.: табл., схемы.
ISBN 5-7186-0151-8
В сборник включены доклады и сообщения, представленные на X
Международные историко-педагогические чтения, состоявшиеся на историческом
факультете УрГПУ 23-25 марта 2006 г.
В публикуемых материалах отражены актуальные проблемы отечественной
и региональной истории, теории и методики профессионального
исторического образования, методологические проблемы школьных курсов
истории и обществознания, воспитательного потенциала исторического образования.
Издание
рассчитано на научных работников, преподавателей вузов и
учителей школ, аспирантов и студентов, интересующихся проблемами истории,
теории и методики обучения и воспитания.
© Уральский государственный
педагогический университет, 2006
2
Стр.3
Содержание
Пленарное заседание
Поршнева О.С. (Екатеринбург)
Актуальные проблемы преподавания методологии истории в вузе……. 10
Зубков К.И. (Екатеринбург)
Категория «исторический опыт»: эволюция методологических подходов……………………………………………………………………………
16
Постников П.Г. (Нижний Тагил)
Субъектность ученика как методическая категория……………………… 21
Огоновская И.С. (Екатеринбург)
Государственный образовательный стандарт по истории и перспективы
его реализации в общеобразовательных учреждениях Свердловской
области………………………………………………………………………. 27
Власов В.В. (Донецк, Украина)
Русско-украинские отношения в украинской школе:
первые уроки истории………………………………………………………. 32
Раздел 1. Актуальные проблемы отечественной и
региональной истории
Алексеева Е.В. (Екатеринбург)
Получение высшего образования россиянами в Европе (XVIII-начало
XX вв.)………………………………………………………………………..
40
Алексеева Л.В. (Нижневартовск)
Хозяйство Обдорского Севера в 1917-1921 гг. …………………………… 51
Алексеева Л.В., Бабушкина С.Л. (Нижневартовск)
О государственных мерах по обеспечению нефтяных районов Севера
Западной Сибири рабочими кадрами (1960-е - середина 1980-х гг.)……. 57
Булавин М.В. (Н. Тагил)
Численность и состав православных прихожан г. Нижнего Тагила в
1920-е гг……………………………………………………………………… 60
Воробьев С.В. (Екатеринбург)
Социальная структура РКП(б): теоретические взгляды и реальная практика
начала 1920-х гг. (на примере Екатеринбургской губернии)………. 66
Гаврилов Д.В. (Екатеринбург)
Завершение «промышленного переворота» на Урале: 80-е гг. XIX в. -
1918 г…………………………………………………………………………. 73
Дашкевич Л.А. (Екатеринбург)
Уральское учительство в период школьных реформ Николая I…………. 96
3
Стр.4
Ильиных И.В. (Н. Тагил)
Аспекты политической социализации городского населения Урала в
контексте мобилизационных кампаний рубежа 1920-30-х годов………...
111
Кальсина А.А. (Пермь)
Деятельность Пермского учительского союза в дни Февральской
революции и вопросы исторического образования в школе
(март 1917 г. — январь 1918 г.)…………………………………………… 117
Корнилов Г.Е. (Екатеринбург)
Сталинская модернизации деревни: несостоявшийся агропереход (19351953
гг.)………………………………………………………………………. 123
Кругликов В.В. (Екатеринбург)
Изучение проблем развития народонаселения в отечественной историографии………………………………………………………………………...
Кругликова
Г.А. (Екатеринбург)
Культурное развитие уральского региона: приоритеты и ценности……..
Латыпов Р.Т., Лагунова Э.А. (Екатеринбург)
Управленческий аспект районирования на Урале в 1920-1930-е годы….
Латыпова К.Н. (Екатеринбург)
Новые направления в деятельности органов внутренних дел Свердловской
области в условиях Великой Отечественной войны………………...
142
151
Лаврова И.А. (Сургут)
Беспризорность на Урале в первой половине 1930-х годов……………… 159
162
172
Лебедев В.Э. (Екатеринбург)
Культурно-историческая динамика Древней Руси: опыт типизации……. 177
Мельников Н.Н. (Екатеринбург)
Свердловский дизельный завод №76 в годы Великой Отечественной
войны. 1941-1945 гг…………………………………………………………. 181
Мельникова Н.В. (Екатеринбург)
Взаимодействие с заключенными как фактор формирования менталитета
жителей закрытых атомных городов Урала……………………………
186
Мирошкин М.А. (Екатеринбург)
Математические методы в исследованиях по истории Урала…………… 190
Михалев Н.А. (Екатеринбург)
Демографическая история Ямала в коллекции документов Государственного
архива в г. Тобольске……………………………………………..
201
Мошкин В.В. (Нижневартовск)
Документы ГАОПОТО о спецпереселенцах Севера Западной Сибири… 205
Побережников И.В. (Екатеринбург)
Теоретические проблемы модернизационного подхода………………… 208
Рыбаков С.В. (Екатеринбург)
4
Стр.5
Российская цивилизация в системе исторических знаний………………..
Ряпусова Д.Н. (Екатеринбург)
Свердловская киностудия в 1943-1985 гг.: историография проблемы…..
Сперанский А.В. (Екатеринбург)
Концепция тоталитаризма как методологическая интерпретация
истории России ХХ века……………………………………………………. 231
Сурина М.В. (Нижний Тагил)
Этнические аспекты половозрастной структуры населения Среднего
Урала в конце ХХ века (по материалам переписей населения 1989 и 2002
гг.)………………………………………………………………………
218
225
239
Сухоносова С.В. (Екатеринбург)
Регламентация извозного промысла в Екатеринбурге в конце XIX – начале
XX вв………………………………………………………………… 250
Сушков А.В. (Екатеринбург)
Делопроизводственные документы как источник по истории организационно-кадровых
изменений в Президиуме ЦК КПСС в 1957 – 1964 гг..
256
Тараканов М. (Н.Тагил)
Численность и состав населения Нижнего Тагила в 20-30 гг. ХХ века
(по данным переписей 1920, 1923, 1926, 1937, 1939 гг.)…………………. 265
Трифонов А.Н. (Екатеринбург)
Сельскохозяйственные подсобные хозяйства Урала в годы Великой
Отечественной войны………………………………………………………. 283
Фельдман М.А. (Екатеринбург)
''Культурная революция'' в СССР. Постскриптум………………………..
288
Чемякина А.В., Чемякин Е.Ю. (Екатеринбург)
Мусульмане Великобритании: кризис самоиндентичности
(к проблемам новейшей истории Западной Европы)……………………..
292
Черезова О.Г. (Екатеринбург)
Статистические отчеты как источник для изучения демографических
процессов второй половины ХХ в. на Урале……………………………… 295
Чернышёва Е.В. (Челябинск)
Количественные методы в изучении исторических источников по проблемам
земского самоуправления в России второй половины XIX - начале
XX вв………………………………………………………………… 297
Шведов В.В. (Екатеринбург)
Становление Свердловской областной школы милиции (1925-1933 гг.)
301
Шумкин Г.Н. (Екатеринбург)
К вопросу об уровне экономического развития казенных горных заводов
Урала в начале ХХ в…………………………………………………….
5
308
Стр.6
Шумкина Т.Г. (Екатеринбург)
Вопросы развития народного образования на Урале в трудах научнокраеведческих
обществ Пермской губернии ……………………………..
Яркова Е.И. (Екатеринбург)
Портрет партийного и советского руководителя местного уровня 192030-х
годов (на примере биографии А.Ф. Сивкова)………………………..
Раздел 2. Актуальные проблемы теории и методики профессионального
исторического образования
Баженова Н.Н. (Екатеринбург)
Изучение реформ 1860-70-х гг. в курсе истории России в контексте
концепции модернизации…………………………………………………...
Бондаренко Ф.В. (Екатеринбург)
Новые методологические концепции в преподавании отечественной истории
в системе среднего профессионального образования…………..
324
330
Гузненко З.И. (Екатеринбург)
Качество высшего образования как веление времени…………………… 334
Демин М.А. (Барнаул)
К проблеме мониторинга качества профессионального исторического
образования…………………………………………………………………..
Земцов В.Н. (Екатеринбург)
Куда исчез Наполеон из учебников по историографии?.............................
Лис Н.А. (Нижний Тагил)
К вопросу реализации эмоционально-ценностного аспекта содержания
профессионального образования…………………………………………..
340
343
345
Назарова И.А., Малькова Т.В. (Екатеринбург)
Содержание общего исторического образования как условие гуманизации
образовательного процесса……………………………………………. 353
Огоновская И.С. (Екатеринбург)
Кадровые проблемы в историко-обществоведческом образовании,
или «Смены не будет?»……………………………………………………..
357
Петухова И.В., Флягин В.А. (Екатеринбург)
Опыт использования компьютерного тестирования на вступительных
экзаменах по истории России в УГТУ – УПИ……………………………. 360
Рыжкова О. В. (Н.Тагил)
Популяризация краеведческих знаний в студенческой среде: из опыта
работы………………………………………………………………………..
Самоделкин Я.А. (Новоуральск)
366
6
313
318
Стр.7
Критерии оценки субъективированных знаний по истории у студентов
ВУЗов неисторических специальностей…………………………………...
371
Титова Е.Ю. (Нижний Тагил)
Историческая составляющая языкового образования……………………. 373
Фишелева А.И. (Екатеринбург)
Экскурсионная деятельность студентов на занятиях по «Художественной
культуре Урала» как одно из средств знакомства с архитектурой
Х1Х-ХХ вв…………………………………………………………………....
375
Фищев А.В. (Екатеринбург)
Система подготовки студентов педагогического университета к диагностической
деятельности с использованием информационнокоммуникационных
технологий…………………………………………… 379
Раздел 3. Теоретико-методические и методологические проблемы
школьных курсов истории и обществознания
Айдемир Ф. (Анкара, Турция)
История турецко-русских войн в школьных учебниках Турецкой республики………………………………………………………………………
386
Архипов Б.В. (Курган)
Медиаобразование, интегрированное с базовым историческим, как путь
развития информационно – аналитических умений учащихся…………..
388
Блохин В.С. (Екатеринбург)
Основные направления методики учебной работы
в третьем концентре исторического образования………………………… 393
Воронова С.Н. (Екатеринбург)
Опыт регионализации содержания образования в гуманитарных классах
многопрофильной общеобразовательной школы………………………… 396
Головеева Л.Ю. (Барнаул)
Интегративный подход к обучению в условиях профилизации российской
школы…………………………………………………………………..
403
Гугнина О.В. (Оренбург)
День 4 ноября 2005 года глазами историков и семиклассников: реализация
герменевтического принципа………………………………………..
408
Дорофеева Ю.В. (Екатеринбург)
Развитие исторического мышления учащихся: психологопедагогический
аспект……………………………………………………… 414
Ермилова А.Д. (Муравленко)
Использование документальных источников на уроках по истории региона………………………………………………………………………….
421
7
Стр.8
Кассир Е.И. (Екатеринбург)
Модель развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в
общеобразовательной школе в урочное и во внеурочное время………… 424
Киселева М.А. (Бирск)
Использование модульной технологии в обучении истории……………..
426
Кругликова Г.И. (Екатеринбург)
Древний Восток: проблема «идеального» человека………………………. 430
Лыжина О.А. (Екатеринбург)
Предмет «история» в школьном профильном обучении……………...
Макарова И.И. (Барнаул)
Некоторые аспекты реализации образовательной парадигмы в процессе
обучения истории в современной школе…………………………………...
Маланичева А.В. (Барнаул)
Развитие учебной мотивации школьников на уроках истории…………...
Мищенко О.П. (Нижний Тагил)
Проблема образности в методической системе исторической пропедевтики…………………………………………………………………………...
Надеева
Е.П. (Екатеринбург)
Проблемы качества и оценивания результатов школьного обществоведческого
образования на современном этапе……………………………….
435
440
443
447
451
Семенова Г.Н. (Н. Тагил)
Технология выявления качества исторического образования…………… 455
Соколова Е.С. (Екатеринбург)
Была ли в России «надсословная монархия»?: к вопросу об апробации
междисциплинарного синтеза в средней общеобразовательной школе..
Филимончик С.Н. (Петрозаводск)
Из опыта работы над учебным пособием по истории Петрозаводска…..
Черепанова Е.В. (Лесной)
Развитие методологической компетентности учащихся
как основа личностной ориентации исторического образования………...
Раздел 4. Воспитательный потенциал исторического и краеведческого
образования
Бахтина И.Л. (Екатеринбург)
Уральская сельская школа 1920-х гг. как центр воспитательной работы
Григорьева Н.А. (Волгоград)
Гуманизация школьного исторического образования:
8
475
459
463
467
Ястер И.В. (Саратов)
Проблемы преподавания истории: традиции и новации…………………. 471
Стр.9
проблемы и перспективы…………………………………………………..
480
Грязева Л.Ю. (Екатеринбург)
Военная история как фактор духовного развития общества……………. 485
Жук А.В. (Екатеринбург)
Обучение истории в провинции: опыт историко-краеведческого музея
верхнедубровской школы………………………………………………… 487
Жук В.О. (Екатеринбург)
Исторические образовательные программы в музее истории Екатеринбурга…………………………………………………………………………
490
Зубкова И.А. (Екатеринбург)
Научная история и «историческая культура» в эпоху постмодерна
492
Каримов Г.Г. (Уральск, Казахстан). Возможности оптимизации преподавания
гуманитарных наук в школе……………………………………… 497
Карманович Н.В. (Екатеринбург)
Художественно-эстетическое творчество в общеобразовательной школе
и воспитание активной гражданской позиции…………………………… 499
Клименко И.М., Терентьев А.Е. (Екатеринбург)
Психологические механизмы воздействия исторического опыта на воспитание
нравственных качеств……………………………………………. 503
Коврижных Г.Н. (Екатеринбург)
Изучение региональной истории и культуры в системе внешкольных
учреждений …………………………………………………………………. 511
Лесников А.А., Днепрова Т.П. (Екатеринбург)
К вопросу о необходимости гражданско-патриотического воспитания
подрастающего поколения России………………………………………… 515
Огоновская А.С. (Нижний Тагил)
Историческая память, культура и музейная педагогика…………………. 518
Певец М.В. (Екатеринбург)
Урок истории как средство патриотического воспитания: формы и методы………………………………………………………………………….
522
Скальская
А.А. (Стерлитамак)
Личностно-ориентированная парадигма в изучении социальногуманитарных
дисциплин…………………………………………………. 524
Скалыга И.В. (Екатеринбург)
Начальное образование в период Первой мировой войны в Пермской
губернии …………………………………………………………………… 528
Сокурова Н.И. (Екатеринбург)
Гуманистическая составляющая педагогики средневековой эпохи XI в.:
историко-педагогический анализ инвариантной информации…………. 531
Хомутцов С.В. (Барнаул)
Духовное воспитание как важный аспект исторического образования… 533
9
Стр.10
Хорошенкова А.В. (Волгоград)
Гуманитарно-культурологические основания современного исторического
образования…………………………………………………………..
Швецова С.К. (Екатеринбург)
Образовательный потенциал краеведческого музея в изучении истории
535
540
10
Стр.11