Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Историко-педагогические чтения

Историко-педагогические чтения №1 2006 (30,00 руб.)

0   0
Страниц561
ID350201
АннотацияЕжегодник
Историко-педагогические чтения .— Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет .— 2006 .— №1 .— 561 с. — URL: https://rucont.ru/efd/350201 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ Десятые международные историко-педагогические чтения Екатеринбург 2006 Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Исторический факультет ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ Десятые международные историко-педагогические чтения Екатеринбург 2006 1 УДК 930.1/2 (07) ББК Т М 77 Редакционная коллегия Корнилов Г.Е. доктор исторических наук, профессор (главный редактор) Гузненко З.И. кандидат исторических наук, профессор Земцов В.Н. доктор исторических наук, доцент Клименко И.М. кандидат педагогических наук, доцент Кругликова Г.А. кандидат исторических наук, старший преподаватель (отв. за выпуск) Историческое образование на современном этапе: проблемы и перспективы модернизации. <...> ISBN 5-7186-0151-8 В сборник включены доклады и сообщения, представленные на X Международные историко-педагогические чтения, состоявшиеся на историческом факультете УрГПУ 23-25 марта 2006 г. В публикуемых материалах отражены актуальные проблемы отечественной и региональной истории, теории и методики профессионального исторического образования, методологические проблемы школьных курсов истории и обществознания, воспитательного потенциала исторического образования. <...> Категория «исторический опыт»: эволюция методологических подходов…………………………………………………………………………… 16 Постников П.Г. (Нижний Тагил) Субъектность ученика как методическая категория……………………… 21 Огоновская И.С. <...> Социальная структура РКП(б): теоретические взгляды и реальная практика начала 1920-х гг. (на примере Екатеринбургской губернии)………. <...> Тагил) Аспекты политической социализации городского населения Урала в контексте мобилизационных кампаний рубежа 1920-30-х годов… <...>
Историко-педагогические_чтения_№1_2006.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Историко-педагогические_чтения_№1_2006.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Исторический факультет ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ Десятые международные историко-педагогические чтения Екатеринбург 2006 1
Стр.2
УДК 930.1/2 (07) ББК Т М 77 Редакционная коллегия Корнилов Г.Е. доктор исторических наук, профессор (главный редактор) Гузненко З.И. кандидат исторических наук, профессор Земцов В.Н. доктор исторических наук, доцент Клименко И.М. кандидат педагогических наук, доцент Кругликова Г.А. кандидат исторических наук, старший преподаватель (отв. за выпуск) Историческое образование на современном этапе: проблемы и перспективы модернизации. Сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. унт. - Екатеринбург, 2006. – 546 с.: табл., схемы. ISBN 5-7186-0151-8 В сборник включены доклады и сообщения, представленные на X Международные историко-педагогические чтения, состоявшиеся на историческом факультете УрГПУ 23-25 марта 2006 г. В публикуемых материалах отражены актуальные проблемы отечественной и региональной истории, теории и методики профессионального исторического образования, методологические проблемы школьных курсов истории и обществознания, воспитательного потенциала исторического образования. Издание рассчитано на научных работников, преподавателей вузов и учителей школ, аспирантов и студентов, интересующихся проблемами истории, теории и методики обучения и воспитания. © Уральский государственный педагогический университет, 2006 2
Стр.3
Содержание Пленарное заседание Поршнева О.С. (Екатеринбург) Актуальные проблемы преподавания методологии истории в вузе……. 10 Зубков К.И. (Екатеринбург) Категория «исторический опыт»: эволюция методологических подходов…………………………………………………………………………… 16 Постников П.Г. (Нижний Тагил) Субъектность ученика как методическая категория……………………… 21 Огоновская И.С. (Екатеринбург) Государственный образовательный стандарт по истории и перспективы его реализации в общеобразовательных учреждениях Свердловской области………………………………………………………………………. 27 Власов В.В. (Донецк, Украина) Русско-украинские отношения в украинской школе: первые уроки истории………………………………………………………. 32 Раздел 1. Актуальные проблемы отечественной и региональной истории Алексеева Е.В. (Екатеринбург) Получение высшего образования россиянами в Европе (XVIII-начало XX вв.)……………………………………………………………………….. 40 Алексеева Л.В. (Нижневартовск) Хозяйство Обдорского Севера в 1917-1921 гг. …………………………… 51 Алексеева Л.В., Бабушкина С.Л. (Нижневартовск) О государственных мерах по обеспечению нефтяных районов Севера Западной Сибири рабочими кадрами (1960-е - середина 1980-х гг.)……. 57 Булавин М.В. (Н. Тагил) Численность и состав православных прихожан г. Нижнего Тагила в 1920-е гг……………………………………………………………………… 60 Воробьев С.В. (Екатеринбург) Социальная структура РКП(б): теоретические взгляды и реальная практика начала 1920-х гг. (на примере Екатеринбургской губернии)………. 66 Гаврилов Д.В. (Екатеринбург) Завершение «промышленного переворота» на Урале: 80-е гг. XIX в. - 1918 г…………………………………………………………………………. 73 Дашкевич Л.А. (Екатеринбург) Уральское учительство в период школьных реформ Николая I…………. 96 3
Стр.4
Ильиных И.В. (Н. Тагил) Аспекты политической социализации городского населения Урала в контексте мобилизационных кампаний рубежа 1920-30-х годов………... 111 Кальсина А.А. (Пермь) Деятельность Пермского учительского союза в дни Февральской революции и вопросы исторического образования в школе (март 1917 г. — январь 1918 г.)…………………………………………… 117 Корнилов Г.Е. (Екатеринбург) Сталинская модернизации деревни: несостоявшийся агропереход (19351953 гг.)………………………………………………………………………. 123 Кругликов В.В. (Екатеринбург) Изучение проблем развития народонаселения в отечественной историографии………………………………………………………………………... Кругликова Г.А. (Екатеринбург) Культурное развитие уральского региона: приоритеты и ценности…….. Латыпов Р.Т., Лагунова Э.А. (Екатеринбург) Управленческий аспект районирования на Урале в 1920-1930-е годы…. Латыпова К.Н. (Екатеринбург) Новые направления в деятельности органов внутренних дел Свердловской области в условиях Великой Отечественной войны………………... 142 151 Лаврова И.А. (Сургут) Беспризорность на Урале в первой половине 1930-х годов……………… 159 162 172 Лебедев В.Э. (Екатеринбург) Культурно-историческая динамика Древней Руси: опыт типизации……. 177 Мельников Н.Н. (Екатеринбург) Свердловский дизельный завод №76 в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг…………………………………………………………. 181 Мельникова Н.В. (Екатеринбург) Взаимодействие с заключенными как фактор формирования менталитета жителей закрытых атомных городов Урала…………………………… 186 Мирошкин М.А. (Екатеринбург) Математические методы в исследованиях по истории Урала…………… 190 Михалев Н.А. (Екатеринбург) Демографическая история Ямала в коллекции документов Государственного архива в г. Тобольске…………………………………………….. 201 Мошкин В.В. (Нижневартовск) Документы ГАОПОТО о спецпереселенцах Севера Западной Сибири… 205 Побережников И.В. (Екатеринбург) Теоретические проблемы модернизационного подхода………………… 208 Рыбаков С.В. (Екатеринбург) 4
Стр.5
Российская цивилизация в системе исторических знаний……………….. Ряпусова Д.Н. (Екатеринбург) Свердловская киностудия в 1943-1985 гг.: историография проблемы….. Сперанский А.В. (Екатеринбург) Концепция тоталитаризма как методологическая интерпретация истории России ХХ века……………………………………………………. 231 Сурина М.В. (Нижний Тагил) Этнические аспекты половозрастной структуры населения Среднего Урала в конце ХХ века (по материалам переписей населения 1989 и 2002 гг.)……………………………………………………………………… 218 225 239 Сухоносова С.В. (Екатеринбург) Регламентация извозного промысла в Екатеринбурге в конце XIX – начале XX вв………………………………………………………………… 250 Сушков А.В. (Екатеринбург) Делопроизводственные документы как источник по истории организационно-кадровых изменений в Президиуме ЦК КПСС в 1957 – 1964 гг.. 256 Тараканов М. (Н.Тагил) Численность и состав населения Нижнего Тагила в 20-30 гг. ХХ века (по данным переписей 1920, 1923, 1926, 1937, 1939 гг.)…………………. 265 Трифонов А.Н. (Екатеринбург) Сельскохозяйственные подсобные хозяйства Урала в годы Великой Отечественной войны………………………………………………………. 283 Фельдман М.А. (Екатеринбург) ''Культурная революция'' в СССР. Постскриптум……………………….. 288 Чемякина А.В., Чемякин Е.Ю. (Екатеринбург) Мусульмане Великобритании: кризис самоиндентичности (к проблемам новейшей истории Западной Европы)…………………….. 292 Черезова О.Г. (Екатеринбург) Статистические отчеты как источник для изучения демографических процессов второй половины ХХ в. на Урале……………………………… 295 Чернышёва Е.В. (Челябинск) Количественные методы в изучении исторических источников по проблемам земского самоуправления в России второй половины XIX - начале XX вв………………………………………………………………… 297 Шведов В.В. (Екатеринбург) Становление Свердловской областной школы милиции (1925-1933 гг.) 301 Шумкин Г.Н. (Екатеринбург) К вопросу об уровне экономического развития казенных горных заводов Урала в начале ХХ в……………………………………………………. 5 308
Стр.6
Шумкина Т.Г. (Екатеринбург) Вопросы развития народного образования на Урале в трудах научнокраеведческих обществ Пермской губернии …………………………….. Яркова Е.И. (Екатеринбург) Портрет партийного и советского руководителя местного уровня 192030-х годов (на примере биографии А.Ф. Сивкова)……………………….. Раздел 2. Актуальные проблемы теории и методики профессионального исторического образования Баженова Н.Н. (Екатеринбург) Изучение реформ 1860-70-х гг. в курсе истории России в контексте концепции модернизации…………………………………………………... Бондаренко Ф.В. (Екатеринбург) Новые методологические концепции в преподавании отечественной истории в системе среднего профессионального образования………….. 324 330 Гузненко З.И. (Екатеринбург) Качество высшего образования как веление времени…………………… 334 Демин М.А. (Барнаул) К проблеме мониторинга качества профессионального исторического образования………………………………………………………………….. Земцов В.Н. (Екатеринбург) Куда исчез Наполеон из учебников по историографии?............................. Лис Н.А. (Нижний Тагил) К вопросу реализации эмоционально-ценностного аспекта содержания профессионального образования………………………………………….. 340 343 345 Назарова И.А., Малькова Т.В. (Екатеринбург) Содержание общего исторического образования как условие гуманизации образовательного процесса……………………………………………. 353 Огоновская И.С. (Екатеринбург) Кадровые проблемы в историко-обществоведческом образовании, или «Смены не будет?»…………………………………………………….. 357 Петухова И.В., Флягин В.А. (Екатеринбург) Опыт использования компьютерного тестирования на вступительных экзаменах по истории России в УГТУ – УПИ……………………………. 360 Рыжкова О. В. (Н.Тагил) Популяризация краеведческих знаний в студенческой среде: из опыта работы……………………………………………………………………….. Самоделкин Я.А. (Новоуральск) 366 6 313 318
Стр.7
Критерии оценки субъективированных знаний по истории у студентов ВУЗов неисторических специальностей…………………………………... 371 Титова Е.Ю. (Нижний Тагил) Историческая составляющая языкового образования……………………. 373 Фишелева А.И. (Екатеринбург) Экскурсионная деятельность студентов на занятиях по «Художественной культуре Урала» как одно из средств знакомства с архитектурой Х1Х-ХХ вв………………………………………………………………….... 375 Фищев А.В. (Екатеринбург) Система подготовки студентов педагогического университета к диагностической деятельности с использованием информационнокоммуникационных технологий…………………………………………… 379 Раздел 3. Теоретико-методические и методологические проблемы школьных курсов истории и обществознания Айдемир Ф. (Анкара, Турция) История турецко-русских войн в школьных учебниках Турецкой республики……………………………………………………………………… 386 Архипов Б.В. (Курган) Медиаобразование, интегрированное с базовым историческим, как путь развития информационно – аналитических умений учащихся………….. 388 Блохин В.С. (Екатеринбург) Основные направления методики учебной работы в третьем концентре исторического образования………………………… 393 Воронова С.Н. (Екатеринбург) Опыт регионализации содержания образования в гуманитарных классах многопрофильной общеобразовательной школы………………………… 396 Головеева Л.Ю. (Барнаул) Интегративный подход к обучению в условиях профилизации российской школы………………………………………………………………….. 403 Гугнина О.В. (Оренбург) День 4 ноября 2005 года глазами историков и семиклассников: реализация герменевтического принципа……………………………………….. 408 Дорофеева Ю.В. (Екатеринбург) Развитие исторического мышления учащихся: психологопедагогический аспект……………………………………………………… 414 Ермилова А.Д. (Муравленко) Использование документальных источников на уроках по истории региона…………………………………………………………………………. 421 7
Стр.8
Кассир Е.И. (Екатеринбург) Модель развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе в урочное и во внеурочное время………… 424 Киселева М.А. (Бирск) Использование модульной технологии в обучении истории…………….. 426 Кругликова Г.И. (Екатеринбург) Древний Восток: проблема «идеального» человека………………………. 430 Лыжина О.А. (Екатеринбург) Предмет «история» в школьном профильном обучении……………... Макарова И.И. (Барнаул) Некоторые аспекты реализации образовательной парадигмы в процессе обучения истории в современной школе…………………………………... Маланичева А.В. (Барнаул) Развитие учебной мотивации школьников на уроках истории…………... Мищенко О.П. (Нижний Тагил) Проблема образности в методической системе исторической пропедевтики…………………………………………………………………………... Надеева Е.П. (Екатеринбург) Проблемы качества и оценивания результатов школьного обществоведческого образования на современном этапе………………………………. 435 440 443 447 451 Семенова Г.Н. (Н. Тагил) Технология выявления качества исторического образования…………… 455 Соколова Е.С. (Екатеринбург) Была ли в России «надсословная монархия»?: к вопросу об апробации междисциплинарного синтеза в средней общеобразовательной школе.. Филимончик С.Н. (Петрозаводск) Из опыта работы над учебным пособием по истории Петрозаводска….. Черепанова Е.В. (Лесной) Развитие методологической компетентности учащихся как основа личностной ориентации исторического образования………... Раздел 4. Воспитательный потенциал исторического и краеведческого образования Бахтина И.Л. (Екатеринбург) Уральская сельская школа 1920-х гг. как центр воспитательной работы Григорьева Н.А. (Волгоград) Гуманизация школьного исторического образования: 8 475 459 463 467 Ястер И.В. (Саратов) Проблемы преподавания истории: традиции и новации…………………. 471
Стр.9
проблемы и перспективы………………………………………………….. 480 Грязева Л.Ю. (Екатеринбург) Военная история как фактор духовного развития общества……………. 485 Жук А.В. (Екатеринбург) Обучение истории в провинции: опыт историко-краеведческого музея верхнедубровской школы………………………………………………… 487 Жук В.О. (Екатеринбург) Исторические образовательные программы в музее истории Екатеринбурга………………………………………………………………………… 490 Зубкова И.А. (Екатеринбург) Научная история и «историческая культура» в эпоху постмодерна 492 Каримов Г.Г. (Уральск, Казахстан). Возможности оптимизации преподавания гуманитарных наук в школе……………………………………… 497 Карманович Н.В. (Екатеринбург) Художественно-эстетическое творчество в общеобразовательной школе и воспитание активной гражданской позиции…………………………… 499 Клименко И.М., Терентьев А.Е. (Екатеринбург) Психологические механизмы воздействия исторического опыта на воспитание нравственных качеств……………………………………………. 503 Коврижных Г.Н. (Екатеринбург) Изучение региональной истории и культуры в системе внешкольных учреждений …………………………………………………………………. 511 Лесников А.А., Днепрова Т.П. (Екатеринбург) К вопросу о необходимости гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения России………………………………………… 515 Огоновская А.С. (Нижний Тагил) Историческая память, культура и музейная педагогика…………………. 518 Певец М.В. (Екатеринбург) Урок истории как средство патриотического воспитания: формы и методы…………………………………………………………………………. 522 Скальская А.А. (Стерлитамак) Личностно-ориентированная парадигма в изучении социальногуманитарных дисциплин…………………………………………………. 524 Скалыга И.В. (Екатеринбург) Начальное образование в период Первой мировой войны в Пермской губернии …………………………………………………………………… 528 Сокурова Н.И. (Екатеринбург) Гуманистическая составляющая педагогики средневековой эпохи XI в.: историко-педагогический анализ инвариантной информации…………. 531 Хомутцов С.В. (Барнаул) Духовное воспитание как важный аспект исторического образования… 533 9
Стр.10
Хорошенкова А.В. (Волгоград) Гуманитарно-культурологические основания современного исторического образования………………………………………………………….. Швецова С.К. (Екатеринбург) Образовательный потенциал краеведческого музея в изучении истории 535 540 10
Стр.11

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.