Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Историко-педагогические чтения

Историко-педагогические чтения №1 2003 (30,00 руб.)

0   0
Страниц470
ID350198
АннотацияЕжегодник
Историко-педагогические чтения .— Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет .— 2003 .— №1 .— 470 с. — URL: https://rucont.ru/efd/350198 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Историческая наука и историческое образование на Урале . <...> Микроистория и перспективы изучения Отечественной войны 1812 года . <...> Нарастание продовольственного кризиса в Уральской области в конце 1920-х начале 1930-х гг. <...> В.Е.Шутой о предыстории освободительной войны украинского народа в середине XVII в. <...> Коммунисты Екатеринбургской губернии в Гражданской войне: “свои” или “чужие”? <...> Земельно-водные отношения в 1920-1930-х гг. на Обском Севере в исследовании В.Г.Балина . <...> Состав крестьянского схода в Западной Сибири в конце XIX в. <...> Введение латинизированного алфавита среди этнических меньшинств Уральcкой области . <...> Историческая локалистика (микроистория) в системе гуманитарного знания . <...> Вильгельм Карлович Ансвесул: первый декан исторического факультета в Свердловске . <...> Кредитные кооперативы Тобольского округа в годы новой экономической политики . <...> К вопросу об ответственности членов высшего руководства СССР за так называемое «Рязанское дело» (1959 – 1961 гг.) <...> Культура и национальное образование в педагогической концепции С.И.Гессена . <...> Драмогерменевтический подход в курсе истории России ХХ века . <...> Историческое образование как фактор формирования патриотизма . <...> Художественное краеведение в обучении и воспитании школьников (историография проблемы) . <...> Диалоговые способы обучения истории (на примере курса истории 10 класса) . <...> О проблеме межпредметных связей в обучении истории . <...> Развитие личности учащихся 5-8 классов в обучении истории с помощью игровой технологии . <...> Проблема определения аксиологического базиса исторического образования . <...> Учить логике исторического рассуждения Ментальная история, ее антропологическое измерение усиливает проблему ее гносеологического измерения, в том числе овладения логическими средствами познания. <...> И в то же время не так, как при обучении математике, потому что речь идет об историческом рассуждении. <...> Что касается построения исторического рассуждения, то оно предполагает наличие аргументов <...>
Историко-педагогические_чтения_№1_2003.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Историко-педагогические_чтения_№1_2003.pdf
Содержание Пленарное заседание Дудина М.Н. Учить логике исторического рассуждения ........................................ 11 Побережников И.В. Региональные аспекты модернизации: теоретико-методологические проблемы ............................................ 17 Корнилов Г.Е. Историческая наука и историческое образование на Урале ............ 27 Земцов В.Н. Микроистория и перспективы изучения Отечественной войны 1812 года ......................................................... 32 Постников П.Г. Познавательные модели в историческом образовании .................... 36 Раздел I. История в структуре социального знания Андреев Н.В. О вкладе уральских историков-краеведов в отечественную историографию второй половины XIX в. ........... 41 Баранов Е.Ю. Нарастание продовольственного кризиса в Уральской области в конце 1920-х начале 1930-х гг. ........................................................... 45 Барзул Е.Н. В.Е.Шутой о предыстории освободительной войны украинского народа в середине XVII в. ............................................. 51 Воробьев С.В. Коммунисты Екатеринбургской губернии в Гражданской войне: “свои” или “чужие”? ............................................................................ 55 Галиакбарова Н.М. Советско-турецкие отношения (июнь-октябрь 1940 г.) ................... 57 Дашкевич Л.А. Первые воскресные школы на Урале ................................................. 61 Дингилиши С.В. Вопрос о мандате США на Западную Армению после Первой мировой войны ............................................................. 66 Днепрова Т.П. Некоторые подходы к осмыслению и преодолению националистических тенденций в современной России .................. 70 3
Стр.3
Жук А.В. Попытка демобилизации производства вооружения и боеприпасов на Урале в конце 1917 – начале 1918 гг. ............................................ 73 Задорожняя О.А. К вопросу о складывании образованного слоя сибирского населения во второй половине ХIХ в. .................................................................. 84 Конышева И.И. Земельно-водные отношения в 1920-1930-х гг. на Обском Севере в исследовании В.Г.Балина ................................................................. 87 Кругликов В.В. Роль народонаселения в социокультурной динамике ...................... 90 Кругликова Г.И. К истории создания исторической хронологии ................................ 94 Кузнецова Т.В. Отечественные медиевисты о А.И.Неусыхине как исследователе раннесредневековой Германии ......................................................... 102 Кузьминова О.В. Плановая «колонизация» малообжитых районов Уральской области в середине 1920-х гг. (по документам Центра документации общественных организаций Свердловской области) ..................... 106 Куликовская И.В. Состав крестьянского схода в Западной Сибири в конце XIX в. .. 109 Латыпов Р.Т. Введение латинизированного алфавита среди этнических меньшинств Уральcкой области ................................... 111 Левченко В.Л. О численности и составе населения Ханты-Мансийского автономного округа в 1940-1950-х гг. .............................................. 121 Логинов Д.В. «Новое государство» Салазара: диктатура интеллектуалов. Использование элементов идеологии национал-синдикализма в государственном управлении (1930-1934 гг.) .............................. 123 Лончинская Л.Я. Архаические основания массового сознания уральцев в годы Великой Отечественной войны ............................................ 128 Маслюженко Д.Н. Генеалогия кочевых обществ как способ преодоления кризисных ситуаций ................................ 131 Менщиков В.В. Историческая локалистика (микроистория) в системе гуманитарного знания ...................................................... 136 4
Стр.4
Мякотина С.В. Российское общество конца XIX-начала XX вв. в контексте модернизации в современной отечественной историографии ....... 138 Неподобная Г.А. Региональная культурная политика: проблемы и перспективы .... 143 Нефедов С.А. О цене петровских реформ ................................................................ 147 Ольшанский Д.А. От структурализма нарротологии: современные исторические парадигмы ........................................... 156 Павлов И.В. «Рабочий вопрос» на Нижнетагильском металлургическом заводе (НТМЗ) во второй половине XIX в. ................................................. 161 Пересторонина Л.И. Питание горожан Урала в годы продовольственного кризиса (1919 – 1922 гг.).................................................................................. 164 Полонянкина Е. А. Русско-французские отношения в начале Северной войны в отечественной историографии ....................................................... 168 Попов Н.Н., Скипский Г.А. Развертывание территориальных частей РККА на Урале в 1930-х гг. 172 Прищепа А.И. О периодизации диссидентского движения в СССР ...................... 181 Протасова Э.Е., Суворов М.В. Репрессии против учителей Урала в 1937-1938 гг. ........................ 184 Пузанов В.Д. Кочевые миграции на сибирском юге (XVII – XVIII вв.) .............. 186 Пушкарева Т.А. Ясачная политика русской администрации в Западной Сибири ... 191 Сабурова Т.А. Становление и особенности исторического сознания русской интеллигенции ХIХ в. ......................................................... 192 Cазыкина О.П. Кризисы в отечественной исторической науке (XIX –XX вв.) ...... 197 Серебрякова И.Г. Отношение крестьян к власти в ходе «сплошной» коллективизации на Урале ............................. 201 Силантьев Д.В. Вильгельм Карлович Ансвесул: первый декан исторического факультета в Свердловске ............... 207 Сливков В.А. Кредитные кооперативы Тобольского округа в годы новой экономической политики ........................................... 209 5
Стр.5
Соколова Е.С. Дворянская служба на рубеже XVIII – XIX вв. глазами мемуаристов (опыт реконструкции внутрисословной картины мира) ................ 211 Солодкин Я.Г. Переписка Ивана Грозного с А.М.Курбским в русской книжности конца XVI – первой трети XVII вв. .................................................. 214 Сушков А.В. К вопросу об ответственности членов высшего руководства СССР за так называемое «Рязанское дело» (1959 – 1961 гг.) ................... 218 Сухоносова С.В. Проблема создания системы общественного городского транспорта в Екатеринбурге в конце XIX – начале ХХ вв................................. 226 Фефилова Т.Ю. Возможность использования археологических источников при изучении истории костюма (на примере мелкой антропоморфной пластики) ............................ 230 Черноухова С.С. Кадры Екатеринбургского губернского архива в 1919–1923 гг. ... 233 Штейнгауер А.А. Объединение российских предпринимателей в начале ХХ в. ....... 238 Южанинова Е.В. И.Г.Гердер – историк, философ и педагог ....................................... 240 Раздел II. Проблемы истории, теории и методики исторического образования Аглиуллина Г.Б. К проблеме истории становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст) .............. 245 Аллабердина Г.И. Состояние школьного исторического образования в Башкирии в 30-е годы ..................................................................... 248 Антонов В.М. Национально-региональный компонент по истории: системный подход к его изучению в школе .................................... 253 Баженова Н.Н. Концептуальные основы преподавания курса «Культура региона» .. 257 Бахтина И.Л. Влияние речевой культуры на преподавание обществознания в школе ...................................... 260 Белоус О.Ю. Система образования в Византии: от познания внешнего мира к духовности ...................................... 263 6
Стр.6
Беляева К.П. Русская и японская культуры образования: сходства и различия (на примере системы высшего образования) .................................. 265 Белякова В.Ю. Создание проблемных ситуаций на уроках истории как условие формирования учебной мотивации ............................. 268 Бехтенова Е.Ф. Проектная деятельность учащихся: история вопроса и перспективы развития ....................................... 270 Блохин В.С. Переход на концентрическую модель в преподавании истории (конец 1980-х – начало 1990-х гг.) ................................................... 274 Бобкова Н.Д. Поликультурное образование как средство сохранения этносоциального многообразия ........................................................ 279 Богатырев А.И. Культура и национальное образование в педагогической концепции С.И.Гессена ....................................... 283 Бырса Л.В. О методах и формах работы с видеоматериалами на уроках истории . 296 Воробьева Н.И. Школьный музей и его роль в воспитании исторического сознания учащихся в современных условиях (на материалах музеев образовательных учреждений Свердловской области) ....................... 298 Воронова С.Н. Возможности оценочно-рейтинговой системы в реализации технологии личностно-ориентированного обучения ...................... 301 Гаврик Е.М. О применении технологии модульного обучения на уроках истории305 Герман Р.Э. Деловые игры в преподавании социально – гуманитарных дисциплин ............................................ 308 Губайдуллина С.А. Работа с источниками в преподавании истории ............................ 310 Гугнина О.В. Драмогерменевтический подход в курсе истории России ХХ века ... 313 Гузненко З.И. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе как показатель качества образования ............................................... 322 Ермилова А.Д. Проблемы национального школьного образования в ЯНАО в 60-80-х гг. ......................................................................... 325 7
Стр.7
Загоруля Т.Б. Воспитание патриотизма и толерантность ...................................... 329 Захожая Т.М. Высшее историческое образование и общественно-политическая ситуация в СССР конце 1950 – начале 1960 гг. ............................ 332 Зубкова И.А. Отвечая на вызовы века: современная парадигма школьного исторического образования в Великобритании ........... 336 Кетова Л.М. Изучение мировой художественной культуры как фактор формирования исторического сознания студентов-историков ...... 340 Клименко И.М. Историческое образование как фактор формирования патриотизма .......................................... 342 Клишина Т.В. Основные тенденции развития форм педагогического взаимодействия в истории отечественного образования (до конца XVII века) .......................................................................... 344 Коврижных Г.Н. Художественное краеведение в обучении и воспитании школьников (историография проблемы) ............................................................... 349 Лис Н.А. Личностно-деятельностная модель содержания самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе .......... 353 Лукьянов А.Н., Ридкин С.Н. Общие тенденции развития исторического образования в школах крупных населенных пунктов в 1985-2003 гг. (на примере Омска) ... 357 Лукьянов А.Н. К пониманию системности развития исторического образования на постиндустриальной стадии развития ......................................... 359 Лыжина О.А. Методические приемы создания исторических представлений у младших школьников на уроках истории (советский период) ...... 362 Львов Л.В., Львов Д.Л. Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся как дидактическое условие формирования профессиональных умений с гарантированным результатом ......................................... 366 Мусифуллин С.Р. Диалоговые способы обучения истории (на примере курса истории 10 класса) ............................................. 369 Низамов А.Г. Психолого-педагогический анализ подготовки студентов к практике 372 8
Стр.8
Никишов В.А. О проблеме межпредметных связей в обучении истории .............. 375 Огоновская И.С. Учебно-методический комплекс по региональной истории: проблемы содержания и формы ....................................................... 377 Ошуркова О.П. Экологическое воспитание: история и современность................... 381 Протасова И.А. Дискуссии 1950-80-х гг. в отечественной историко-методической науке ............................. 386 Прохорова Г.А. История в школе и проблема социализации личности ................... 390 Пряхин В.М. Образ интеллигента в историческом образовании ......................... 394 Савельев В.Г. Развитие женского образования в городе Кургане во второй половине XIX в. и его доступность для основных социальных групп населения города................................................ 399 Самородов Д.П. Космофизическое мировоззрение – потенциальная основа новой парадигмы научного мышления в историческом образовании404 Скальская А.А. Научные основы интеграции истории в современной школе ......................................................................... 406 Смирнов С.В. Российская эмигрантская молодежь и высшее образование в условиях Северной Маньчжурии 1920-х гг. ................................. 410 Соколова Т.П. Система внеурочных мероприятий как способ формирования навыков умственного труда ................. 415 Сокурова Н.И. Диалогический метод обучения в византийской педагогической мысли и его влияние на формирование гуманистической дидактики ........... 416 Степанова В.В. Формирование системы методологической подготовки студентов историков в педагогических вузах .................................................. 418 Титова Н.Б. Развитие личности учащихся 5-8 классов в обучении истории с помощью игровой технологии ....................................................... 422 Фищев А.В. Тестовые формы контроля знаний школьников ............................. 433 9
Стр.9
Фомичев К.А. Толерантность в преподавании отечественной истории: цели и задачи ...................................................................................... 438 Чепракова В.В. “Я - концепция” как отражение профессионально - личностной компетентности студентов педагогического колледжа при изучении общественных дисциплин ........................................ 441 Черепанова Е.В. Актуализация индивидуального стиля учащегося как условие реализации личностного подхода в процессе исторического образования ........................................... 444 Черноухов Э.А. Концепция обучения Николая Никитича Демидова ....................... 448 Чучула Н.М. Проблема определения аксиологического базиса исторического образования .............................................................. 453 Шаламов В.В., Шаламова С.В. Классификация видов самостоятельной работы ............................. 456 Яковлева Е.В. О формировании хронологических представлений у учащихся 5 классов ......................................................................... 461 Сперанский А.В. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных школ Урала в годы Великой Отечественной войны ................................. 464 10
Стр.10