Историческая наука и историческое образование на Урале . <...> Микроистория и перспективы изучения Отечественной войны 1812 года . <...> Нарастание продовольственного кризиса в Уральской области в конце 1920-х начале 1930-х гг. <...> В.Е.Шутой о предыстории освободительной войны украинского народа в середине XVII в. <...> Коммунисты Екатеринбургской губернии в Гражданской войне: “свои” или “чужие”? <...> Земельно-водные отношения в 1920-1930-х гг. на Обском Севере в исследовании В.Г.Балина . <...> Состав крестьянского схода в Западной Сибири в конце XIX в. <...> Введение латинизированного алфавита среди этнических меньшинств Уральcкой области . <...> Историческая локалистика (микроистория) в системе гуманитарного знания . <...> Вильгельм Карлович Ансвесул: первый декан исторического факультета в Свердловске . <...> Кредитные кооперативы Тобольского округа в годы новой экономической политики . <...> К вопросу об ответственности членов высшего руководства СССР за так называемое «Рязанское дело» (1959 – 1961 гг.) <...> Культура и национальное образование в педагогической концепции С.И.Гессена . <...> Драмогерменевтический подход в курсе истории России ХХ века . <...> Историческое образование как фактор формирования патриотизма . <...> Художественное краеведение в обучении и воспитании школьников (историография проблемы) . <...> Диалоговые способы обучения истории (на примере курса истории 10 класса) . <...> О проблеме межпредметных связей в обучении истории . <...> Развитие личности учащихся 5-8 классов в обучении истории с помощью игровой технологии . <...> Проблема определения аксиологического базиса исторического образования . <...> Учить логике исторического рассуждения Ментальная история, ее антропологическое измерение усиливает проблему ее гносеологического измерения, в том числе овладения логическими средствами познания. <...> И в то же время не так, как при обучении математике, потому что речь идет об историческом рассуждении. <...> Что касается построения исторического рассуждения, то оно предполагает наличие аргументов <...>
Историко-педагогические_чтения_№1_2003.pdf
Содержание
Пленарное заседание
Дудина М.Н.
Учить логике исторического рассуждения ........................................ 11
Побережников И.В.
Региональные аспекты модернизации:
теоретико-методологические проблемы ............................................ 17
Корнилов Г.Е.
Историческая наука и историческое образование на Урале ............ 27
Земцов В.Н.
Микроистория и перспективы изучения
Отечественной войны 1812 года ......................................................... 32
Постников П.Г.
Познавательные модели в историческом образовании .................... 36
Раздел I. История в структуре социального знания
Андреев Н.В.
О вкладе уральских историков-краеведов
в отечественную историографию второй половины XIX в. ........... 41
Баранов Е.Ю.
Нарастание продовольственного кризиса в Уральской области в
конце 1920-х начале 1930-х гг. ........................................................... 45
Барзул Е.Н.
В.Е.Шутой о предыстории освободительной войны
украинского народа в середине XVII в. ............................................. 51
Воробьев С.В.
Коммунисты Екатеринбургской губернии в Гражданской войне:
“свои” или “чужие”? ............................................................................ 55
Галиакбарова Н.М.
Советско-турецкие отношения (июнь-октябрь 1940 г.) ................... 57
Дашкевич Л.А.
Первые воскресные школы на Урале ................................................. 61
Дингилиши С.В.
Вопрос о мандате США на Западную Армению
после Первой мировой войны ............................................................. 66
Днепрова Т.П.
Некоторые подходы к осмыслению и преодолению
националистических тенденций в современной России .................. 70
3
Стр.3
Жук А.В.
Попытка демобилизации производства вооружения и боеприпасов
на Урале в конце 1917 – начале 1918 гг. ............................................ 73
Задорожняя О.А.
К вопросу о складывании образованного слоя сибирского населения
во второй половине ХIХ в. .................................................................. 84
Конышева И.И.
Земельно-водные отношения в 1920-1930-х гг. на Обском Севере
в исследовании В.Г.Балина ................................................................. 87
Кругликов В.В.
Роль народонаселения в социокультурной динамике ...................... 90
Кругликова Г.И.
К истории создания исторической хронологии ................................ 94
Кузнецова Т.В.
Отечественные медиевисты о А.И.Неусыхине как исследователе
раннесредневековой Германии ......................................................... 102
Кузьминова О.В.
Плановая «колонизация» малообжитых районов Уральской
области в середине 1920-х гг. (по документам Центра документации
общественных организаций Свердловской области) ..................... 106
Куликовская И.В.
Состав крестьянского схода в Западной Сибири в конце XIX в. .. 109
Латыпов Р.Т.
Введение латинизированного алфавита среди
этнических меньшинств Уральcкой области ................................... 111
Левченко В.Л.
О численности и составе населения Ханты-Мансийского
автономного округа в 1940-1950-х гг. .............................................. 121
Логинов Д.В.
«Новое государство» Салазара: диктатура интеллектуалов.
Использование элементов идеологии национал-синдикализма
в государственном управлении (1930-1934 гг.) .............................. 123
Лончинская Л.Я.
Архаические основания массового сознания уральцев
в годы Великой Отечественной войны ............................................ 128
Маслюженко Д.Н.
Генеалогия кочевых обществ
как способ преодоления кризисных ситуаций ................................ 131
Менщиков В.В.
Историческая локалистика (микроистория)
в системе гуманитарного знания ...................................................... 136
4
Стр.4
Мякотина С.В.
Российское общество конца XIX-начала XX вв. в контексте
модернизации в современной отечественной историографии ....... 138
Неподобная Г.А.
Региональная культурная политика: проблемы и перспективы .... 143
Нефедов С.А.
О цене петровских реформ ................................................................ 147
Ольшанский Д.А.
От структурализма нарротологии:
современные исторические парадигмы ........................................... 156
Павлов И.В.
«Рабочий вопрос» на Нижнетагильском металлургическом заводе
(НТМЗ) во второй половине XIX в. ................................................. 161
Пересторонина Л.И.
Питание горожан Урала в годы продовольственного кризиса
(1919 – 1922 гг.).................................................................................. 164
Полонянкина Е. А.
Русско-французские отношения в начале Северной войны
в отечественной историографии ....................................................... 168
Попов Н.Н., Скипский Г.А.
Развертывание территориальных частей РККА на Урале в 1930-х гг. 172
Прищепа А.И.
О периодизации диссидентского движения в СССР ...................... 181
Протасова Э.Е., Суворов М.В.
Репрессии против учителей Урала в 1937-1938 гг. ........................ 184
Пузанов В.Д.
Кочевые миграции на сибирском юге (XVII – XVIII вв.) .............. 186
Пушкарева Т.А.
Ясачная политика русской администрации в Западной Сибири ... 191
Сабурова Т.А.
Становление и особенности исторического сознания
русской интеллигенции ХIХ в. ......................................................... 192
Cазыкина О.П.
Кризисы в отечественной исторической науке (XIX –XX вв.) ...... 197
Серебрякова И.Г.
Отношение крестьян к власти
в ходе «сплошной» коллективизации на Урале ............................. 201
Силантьев Д.В.
Вильгельм Карлович Ансвесул:
первый декан исторического факультета в Свердловске ............... 207
Сливков В.А.
Кредитные кооперативы Тобольского округа
в годы новой экономической политики ........................................... 209
5
Стр.5
Соколова Е.С.
Дворянская служба на рубеже XVIII – XIX вв. глазами мемуаристов
(опыт реконструкции внутрисословной картины мира) ................ 211
Солодкин Я.Г.
Переписка Ивана Грозного с А.М.Курбским в русской книжности
конца XVI – первой трети XVII вв. .................................................. 214
Сушков А.В.
К вопросу об ответственности членов высшего руководства СССР
за так называемое «Рязанское дело» (1959 – 1961 гг.) ................... 218
Сухоносова С.В.
Проблема создания системы общественного городского транспорта
в Екатеринбурге в конце XIX – начале ХХ вв................................. 226
Фефилова Т.Ю.
Возможность использования археологических источников
при изучении истории костюма
(на примере мелкой антропоморфной пластики) ............................ 230
Черноухова С.С.
Кадры Екатеринбургского губернского архива в 1919–1923 гг. ... 233
Штейнгауер А.А.
Объединение российских предпринимателей в начале ХХ в. ....... 238
Южанинова Е.В.
И.Г.Гердер – историк, философ и педагог ....................................... 240
Раздел II. Проблемы истории,
теории и методики исторического образования
Аглиуллина Г.Б.
К проблеме истории становления и развития национальных систем
специального образования (социокультурный контекст) .............. 245
Аллабердина Г.И.
Состояние школьного исторического образования
в Башкирии в 30-е годы ..................................................................... 248
Антонов В.М.
Национально-региональный компонент по истории:
системный подход к его изучению в школе .................................... 253
Баженова Н.Н.
Концептуальные основы преподавания курса «Культура региона» .. 257
Бахтина И.Л.
Влияние речевой культуры
на преподавание обществознания в школе ...................................... 260
Белоус О.Ю.
Система образования в Византии:
от познания внешнего мира к духовности ...................................... 263
6
Стр.6
Беляева К.П.
Русская и японская культуры образования: сходства и различия
(на примере системы высшего образования) .................................. 265
Белякова В.Ю.
Создание проблемных ситуаций на уроках истории
как условие формирования учебной мотивации ............................. 268
Бехтенова Е.Ф.
Проектная деятельность учащихся:
история вопроса и перспективы развития ....................................... 270
Блохин В.С.
Переход на концентрическую модель в преподавании истории
(конец 1980-х – начало 1990-х гг.) ................................................... 274
Бобкова Н.Д.
Поликультурное образование как средство сохранения
этносоциального многообразия ........................................................ 279
Богатырев А.И.
Культура и национальное образование
в педагогической концепции С.И.Гессена ....................................... 283
Бырса Л.В.
О методах и формах работы с видеоматериалами на уроках истории . 296
Воробьева Н.И.
Школьный музей и его роль в воспитании исторического сознания
учащихся в современных условиях (на материалах музеев
образовательных учреждений Свердловской области) ....................... 298
Воронова С.Н.
Возможности оценочно-рейтинговой системы в реализации
технологии личностно-ориентированного обучения ...................... 301
Гаврик Е.М.
О применении технологии модульного обучения на уроках истории305
Герман Р.Э.
Деловые игры в преподавании
социально – гуманитарных дисциплин ............................................ 308
Губайдуллина С.А.
Работа с источниками в преподавании истории ............................ 310
Гугнина О.В.
Драмогерменевтический подход в курсе истории России ХХ века ... 313
Гузненко З.И.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе
как показатель качества образования ............................................... 322
Ермилова А.Д.
Проблемы национального школьного образования
в ЯНАО в 60-80-х гг. ......................................................................... 325
7
Стр.7
Загоруля Т.Б.
Воспитание патриотизма и толерантность ...................................... 329
Захожая Т.М.
Высшее историческое образование и общественно-политическая
ситуация в СССР конце 1950 – начале 1960 гг. ............................ 332
Зубкова И.А.
Отвечая на вызовы века: современная парадигма
школьного исторического образования в Великобритании ........... 336
Кетова Л.М.
Изучение мировой художественной культуры как фактор
формирования исторического сознания студентов-историков ...... 340
Клименко И.М.
Историческое образование
как фактор формирования патриотизма .......................................... 342
Клишина Т.В.
Основные тенденции развития форм педагогического
взаимодействия в истории отечественного образования
(до конца XVII века) .......................................................................... 344
Коврижных Г.Н.
Художественное краеведение в обучении и воспитании школьников
(историография проблемы) ............................................................... 349
Лис Н.А.
Личностно-деятельностная модель содержания
самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе .......... 353
Лукьянов А.Н., Ридкин С.Н.
Общие тенденции развития исторического образования в школах
крупных населенных пунктов в 1985-2003 гг. (на примере Омска) ... 357
Лукьянов А.Н.
К пониманию системности развития исторического образования
на постиндустриальной стадии развития ......................................... 359
Лыжина О.А.
Методические приемы создания исторических представлений у
младших школьников на уроках истории (советский период) ...... 362
Львов Л.В., Львов Д.Л.
Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся
как дидактическое условие формирования профессиональных
умений с гарантированным результатом ......................................... 366
Мусифуллин С.Р.
Диалоговые способы обучения истории
(на примере курса истории 10 класса) ............................................. 369
Низамов А.Г.
Психолого-педагогический анализ подготовки студентов к практике 372
8
Стр.8
Никишов В.А.
О проблеме межпредметных связей в обучении истории .............. 375
Огоновская И.С.
Учебно-методический комплекс по региональной истории:
проблемы содержания и формы ....................................................... 377
Ошуркова О.П.
Экологическое воспитание: история и современность................... 381
Протасова И.А.
Дискуссии 1950-80-х гг.
в отечественной историко-методической науке ............................. 386
Прохорова Г.А.
История в школе и проблема социализации личности ................... 390
Пряхин В.М.
Образ интеллигента в историческом образовании ......................... 394
Савельев В.Г.
Развитие женского образования в городе Кургане
во второй половине XIX в. и его доступность для основных
социальных групп населения города................................................ 399
Самородов Д.П.
Космофизическое мировоззрение – потенциальная основа
новой парадигмы научного мышления в историческом образовании404
Скальская А.А.
Научные основы интеграции истории
в современной школе ......................................................................... 406
Смирнов С.В.
Российская эмигрантская молодежь и высшее образование
в условиях Северной Маньчжурии 1920-х гг. ................................. 410
Соколова Т.П.
Система внеурочных мероприятий
как способ формирования навыков умственного труда ................. 415
Сокурова Н.И.
Диалогический метод обучения в византийской педагогической мысли
и его влияние на формирование гуманистической дидактики ........... 416
Степанова В.В.
Формирование системы методологической подготовки студентов
историков в педагогических вузах .................................................. 418
Титова Н.Б.
Развитие личности учащихся 5-8 классов в обучении истории
с помощью игровой технологии ....................................................... 422
Фищев А.В.
Тестовые формы контроля знаний школьников ............................. 433
9
Стр.9
Фомичев К.А.
Толерантность в преподавании отечественной истории:
цели и задачи ...................................................................................... 438
Чепракова В.В.
“Я - концепция” как отражение профессионально -
личностной компетентности студентов педагогического колледжа
при изучении общественных дисциплин ........................................ 441
Черепанова Е.В.
Актуализация индивидуального стиля учащегося
как условие реализации личностного подхода
в процессе исторического образования ........................................... 444
Черноухов Э.А.
Концепция обучения Николая Никитича Демидова ....................... 448
Чучула Н.М.
Проблема определения аксиологического базиса
исторического образования .............................................................. 453
Шаламов В.В., Шаламова С.В.
Классификация видов самостоятельной работы ............................. 456
Яковлева Е.В.
О формировании хронологических представлений
у учащихся 5 классов ......................................................................... 461
Сперанский А.В.
Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных школ
Урала в годы Великой Отечественной войны ................................. 464
10
Стр.10