Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Кафедра всеобщей истории Запад, Восток и Россия: национально-культурная идентичность в историческом контексте Вопросы всеобщей истории Выпуск 10 Екатеринбург 2008 УДК 930.1 ББК Т З-30 Редакционная коллегия: д.и.н., доц. <...> С.В. Смирнов, А.А. Орлова (отв. секретарь) З-30 Запад, Восток и Россия: национально-культурная идентичность в историческом контексте: Вопросы всеобщей истории. <...> Арманьяки, бургиньоны и лже-французы: особенности формирования нации во Французском королевстве первой трети XV в. <...> Английская национально-культурная идентичность как основа английского национализма: история и современность . <...> ………. 57 Становление и развитие идеологии хорватского этнического национализма: конец 50-х – начало 80-х гг. <...> Национально-культурная идентичность прошлого и исторический источник Орлов А.А. <...> Документальное свидетельство о реакции русского общества на Тильзитский мир ………………… 111 Генезис древних цивилизаций Месопотамии и Египта: общее и особенное . <...> ……………………. 131 А.С. Лаппо-Данилевский и его методология в учебной литературе второй половины XX – начала XXI в. <...> Отступление из России: солдаты Великой армии и военная честь (по перехваченным письмам чинов армии Наполеона) …………………. <...> АРМАНЬЯКИ, БУРГИНЬОНЫ И ЛЖЕ-ФРАНЦУЗЫ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИИ ВО ФРАНЦУЗСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XV в. <...> Начало их образованию было положено конференцией противников герцога Бургундии Жана Бесстрашного, которая состоялась в Жьене в апреле 1410 г. Здесь собрались представителей высшей знати Французского королевства для выработки общей политической линии по от ношению к Бургундскому дому. <...> Этот термин закрепился за противниками герцога Бургундии на долгое время (16), его синонимом можно считать <...>
Вопросы_всеобщей_истории_№1_2008.pdf
УДК 930.1
ББК Т
З-30
Редакционная коллегия:
д.и.н., доц. В.Н. Земцов (отв. редактор)
д.и.н., проф. В.А. Кузьмин, к.и.н., проф. Б.А. Сутырин,
к.и.н., доц. С.В. Смирнов,
А.А. Орлова (отв. секретарь)
З-30
Запад, Восток и Россия: национально-культурная идентичность в
историческом контексте: Вопросы всеобщей истории. – Вып.10
/Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – 211 с.
ISBN 978-5-7186-0391-0
Десятый выпуск сборника «Вопросы всеобщей истории» посвящён
проблемам национально-культурной идентичности в историческом
аспекте. Помимо научно-исследовательских статей сборник включает
материалы учебно-методического характера.
Сборник предназначен для преподавателей учебных заведений,
студентов, всех интересующихся проблемами всеобщей и отечественной
истории.
© ГОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет», 2008
Стр.2
Содержание
От редакции……………………………………………………………… 5
I. Национально-культурная идентичность в историческом контексте
1. Национально-этнические идентификационные практики
Нуждин О.И.
Арманьяки, бургиньоны и лже-французы: особенности
формирования нации во Французском
королевстве первой трети XV в. ………………...
Поршнева О.С.
Рукосуев Е.Ю.
Шумкин Г.Н.
Земцов В.Н.
6
Идея войны в практиках мобилизаций национального
сознания европейских народов накануне
Первой мировой войны: некоторые итоги
изучения ………………….………………………. 15
Китайцы на Урале: конфликты на Кизеловских
угольных копях в годы Первой мировой войны……………………………….………………….
30
Два Томаса: две истории со сменой кожи (опыт
историко-поэтического травелога)………….….. 37
Слобадяник Л.С. Английская национально-культурная идентичность
как основа английского национализма:
история и современность .………………………. 52
2. Истоки, становление и трансформация национальных идей
Соколова Е.С.
Беляков С.С.
Замов Э.А.
Историко-правовой миф о “западной агрессии”
как составная часть российской внешнеполитической
доктрины 1-й четверти XVIII в. ………... 57
Становление и развитие идеологии хорватского
этнического национализма: конец 50-х – начало
80-х гг. XIX в……….………………....…………. 73
”Моя борьба” А.Гитлера и “Доктрина фашизма”
Б.Муссолини»: сравнительный анализ ….……..
3. Национально-этническое поле и проблема объективности исторического
источника
Шистеров М.В.
Ладыгин А.В.
Неволина И.В.
81
Англо-американские историки и Отечественная
война 1812 г.: опыт историографической идентификации
…..……………………………………. 86
Франко-прусская война и легальная российская
публицистика …………...……………………….. 92
Советско-германские отношения 1939-1941 гг.
в англо-американской историографии……….…. 102
Стр.3
4. Национально-культурная идентичность прошлого и исторический
источник
Орлов А.А.
II. В помощь преподавателю и студенту
Кругликова Г.И.
Сутырин Б.А.
Воронова С.Н.
III. Дебют
Орлова А.А.
Документальное свидетельство о реакции русского
общества на Тильзитский мир ………………… 111
Генезис древних цивилизаций Месопотамии и
Египта: общее и особенное .……………………... 131
А.С. Лаппо-Данилевский и его методология в
учебной литературе второй половины XX – начала
XXI в. .……….……………………………… 175
Потенциал школьного виртуального музея как
компонента полиэтнической образовательной
среды в процессе инкультурации учащихся …… 182
Национальное возрождение Уэльса: культурноисторический
ракурс..........………………………. 190
Постникова А.А. Отступление из России: солдаты Великой армии
и военная честь (по перехваченным письмам
чинов армии Наполеона) …………………............ 199
Сведения об авторах…………………………………………………….. 209
Стр.4