УДК 629.331:502.3 Оптимизация параметров блочного нейтрализатора отработавших газов дизельных двигателей автотракторной техники Канд. техн. наук Д. А. ЧЕРНЕЦОВ (Тамбовский политехнический техникум, black777780@mail.ru), д-р техн. наук В. П. КАПУСТИН (Тамбовский ГТУ) Аннотация. <...> Приведены основные факторы, влияющие на топливную экономичность дизельных двигателей. <...> Проведена оптимизация параметров блочного нейтрализатора отработавших газов (ОГ) дизелей. <...> Ключевые слова: токсичность отработавших газов, топливная экономичность, дизель, блочный нейтрализатор, оптимальные параметры. <...> Parameter optimization of a modular diesel exhaust converter for automotive equipment D. <...> The article presents the main factors influencing on fuel efficiency of diesel engines. <...> Parameter optimization of a modular diesel exhaust converter has been carried out. <...> Keywords: exhaust gases toxicity, fuel economy, diesel engine, modular converter, optimal parameters. <...> Начало третьего тысячелетия ознаменовалось не только бурным развитием транспорта и малой энергетики, но и ростом техногенного воздействия поршневых двигателей на окружающую среду. <...> Один из способов снижения выбросов загрязняющих веществ с ОГ дизелей — установка средств очистки в выпускной системе. <...> Указанный способ позволяет без весомых изменений конструкции двигателей обеспечить эффективную очистку ОГ от токсичных компонентов, однако приводит к увеличению расхода топлива в среднем на 5—10 % [1]. <...> ISSN 0321-4443 Тракторы и сельхозмашины, 2016, № 2 В связи с этим задача повышения топливной экономичности дизелей, оснащенных блочными нейтрализаторами ОГ, имеет существенное значение для сельского хозяйства. <...> Топливная экономичность дизелей сельхозмашин характеризуется рядом факторов, поэтому в качестве гипотезы исследования предположим, что расход топлива зависит от нескольких параметров блочного нейтрализатора: Q = f(x1, x2, ., xn), 5 Зависимость часового расхода топлива от: а — диаметров реактора и трубок катализатора; б — диаметра и высоты реактора катализатора; в — высоты реактора и диаметра трубок катализатора где Q — часовой расход топлива дизелем <...>