Лидия Чарская
Тасино горе
Глава I
Почему сердятся на Тасю. <...> Черноглазая девочка, подвижная и хорошенькая, но с капризно вытянутыми в гримасу губами и с
сердито нахмуренными бровями, пишет, потешно прикусив кончик высунутого языка. <...> -- "Послушание и покорность есть самое главное достоинство каждого ребенка", -- диктует
гувернантка и, оторвавшись на мгновение от книги, обращается к черноглазой девочке:
-- После ребенка надо поставить точку. <...> Девочка бурчит что-то себе под нос, потом быстро отбрасывает от себя перо и кричит чуть не в
голос на всю классную:
-- Я посадила кляксу, мадмуазель! <...> -- Я не хочу писать! -- решительно заявляет девочка и резким движением отшвыривает тетрадь в
сторону. <...> -- Но вы должны заниматься, -- чуть повышая голос, возражает Марья Васильевна (так зовут
гувернантку). <...> -- Вы должны заниматься, Тася, -- еще строже повторяет она, -- ваша мама желает, чтобы
вы делали диктовку ежедневно. <...> -- Неправда! -- горячится девочка, -- мамаша добрая и не захочет мучить бедную Тасю, a это все
вы сами выдумали! <...> И в тоже время черные глазки девочки весело и плутовато блеснули под длинными пушистыми
ресницами. <...> -- Так-то лучше, -- произнесла, несколько смягчаясь в свою очередь, Марья Васильевна, -- давно
бы так. <...> Тася, склонив головку на бок, теперь
старательно и усердно выводила что-то пером на страницах тетради. <...> -- Ну, кончили вы, наконец, Тася? -- через некоторый промежуток времени обратилась снова
Марья Васильевна к своей воспитаннице. <...> Гувернантка по привычке приблизила тетрадь к самому лицу и в ту же минуту легкий крик
негодования сорвался с её сердито поджатых губ. <...> На странице тетради был довольно сносно нарисован
брыкающийся теленок, под которым неумелым детским почерком было старательно выведено рукой
Таси: "самый послушный ребенок в мире"... <...> Тася слышала, как вслед затем щелкнула задвижка, как повернулся ключ в замке, -- и черноглазая
девочка разом поняла, что она снова наказана. <...> Золотое солнце по-прежнему ласково улыбалось <...>
Тасино_горе.pdf
Л.Чарская. Тасино горе. -- Санкт-Петербург-Москва: т-во О.Вольф, 1909 -- 198с.: ил.
И.В.Симакова
Kapti, 2009г
Исправлено в соответствии с современной орфографией.
Лидия Чарская
Тасино горе
Глава I
Почему сердятся на Тасю.
Золотые лучи июльского солнышка заливают комнату своим ярким светом. Окно в сад раскрыто
настежь, и в него тянутся колючие ветки шиповника, сплошь покрытые душистыми розовыми цветами.
Черноглазая девочка, подвижная и хорошенькая, но с капризно вытянутыми в гримасу губами и с
сердито нахмуренными бровями, пишет, потешно прикусив кончик высунутого языка.
Пожилая гувернантка, низко наклонив голову над книгой и сощурив близорукие глаза, громко
читает, отделяя каждое слово.
-- "Послушание и покорность есть самое главное достоинство каждого ребенка", -- диктует
гувернантка и, оторвавшись на мгновение от книги, обращается к черноглазой девочке:
-- После ребенка надо поставить точку. Вы написали, Тася?
Девочка бурчит что-то себе под нос, потом быстро отбрасывает от себя перо и кричит чуть не в
голос на всю классную:
-- Я посадила кляксу, мадмуазель! Я посадила кляксу!
-- Тише! -- спокойно, но строго останавливает гувернантка, -- не кричите же так, я не глухая.
Приложите промокательную бумагу и пишите дальше.
-- Я не хочу писать! -- решительно заявляет девочка и резким движением отшвыривает тетрадь в
сторону.
-- Но вы должны заниматься, -- чуть повышая голос, возражает Марья Васильевна (так зовут
гувернантку). -- Вы должны заниматься, Тася, -- еще строже повторяет она, -- ваша мама желает, чтобы
вы делали диктовку ежедневно.
-- Неправда! -- горячится девочка, -- мамаша добрая и не захочет мучить бедную Тасю, a это все
вы сами выдумали! Да, да, да! Сами, сами, сами! -- И она готова расплакаться злыми, капризными
слезами.
Потом, неожиданно придвинув к себе тетрадь и обмакнув перо, она сердито заговорила:
-- Ну, да уж хорошо! Диктуйте! Я буду писать, раз вы требуете. Диктуйте, только поскорее!
И в тоже время черные глазки девочки весело и плутовато блеснули под длинными пушистыми
ресницами.
-- Так-то лучше, -- произнесла, несколько смягчаясь в свою очередь, Марья Васильевна, -- давно
бы так.
И, поднеся к своим близоруким глазам книгу, она снова принялась читать, отделяя по слогам
каждое слово:
-- "Послушный ребенок -- это радость всех окружающих, -- его все любят и стараются сделать
ему как можно больше приятного"...
На минуту в классной воцарилась полнейшая тишина. Только мерно раздавался голос Марьи
Васильевны да скрип пера, быстро бегающего по бумаге. Тася, склонив головку на бок, теперь
старательно и усердно выводила что-то пером на страницах тетради.
-- Ну, кончили вы, наконец, Тася? -- через некоторый промежуток времени обратилась снова
Марья Васильевна к своей воспитаннице.
-- Кончила, мадмуазель! -- с самым смиренным видом возразила та, протягивая тетрадь
гувернантке.
Гувернантка по привычке приблизила тетрадь к самому лицу и в ту же минуту легкий крик
негодования сорвался с её сердито поджатых губ.
Стр.1